Четкая структура
Миновав ворота, мы попали не просто на участок, прилегающий к загородному дому. Перед нашим взором возникла настоящая усадьба с хорошо продуманным комплексом построек различного назначения. Хозяин этой усадьбы по роду своей деятельности привык к планированию, управлению и расчету. Профессиональные навыки и качества характера помогли ему и в организации собственного жилья. Решив переехать из города на природу, владелец этого дома изначально заложил в проект все необходимые, по его мнению, постройки. Жилая структура усадьбы состоит из четырех отдельных блоков-домиков: обслуживающего блока – места, где сосредоточена вся инженерная начинка хозяйства, транспортного блока – гаража, а также гостевого домика и дома хозяев.
Привычка рассчитывать только на себя и уверенность в своих силах позволили хозяину дома с успехом начать это большое строительство, но вот главный его элемент – дом – он все же решил доверить профессионалу. К моменту прихода архитектора на этот объект гараж и гостевой домик были уже построены, а под инженерный корпус и главный дом были заложены фундаменты. По словам архитектора Олега Бумаженко, он был поражен и очарован совершенством и детерминацией представшей его взору структуры.
Изначально фундамент под дом был плоским, архитектор же предложил хозяевам поддержать архитектурой дома естественный неровный рельеф ландшафта и возвести здание с перепадами по высоте. Имевшийся фундамент дома был доработан - на готовой железобетонной ленте были сделаны монолитные кессоны, а там, где планировался перепад по высоте – вертикальные кессонирующие стенки. Несущие конструкции дома – это монолитный железобетон, утепленный пеноплексом и облицованный эстонским кирпичом. Соотношение толщины материалов стен следующее: 250 мм – несущая стена, 150 мм – слой утеплителя и 85 мм – толщина облицовки. Материалы были выбраны из соображений надежности и долговечности. Помимо кирпича в отделке использованы виниловый сайдинг и плитка из искусственного камня. В доме большая площадь остекления, для которого применялись прочные и требующие минимального ухода алюминиевые конструкции.
Из соображений акустического комфорта была выбрана мягкая кровля Katepal, которая не гремит при дожде, что достаточно важно, ведь дом не имеет чердака. Олег Бумаженко завершил и строительство инженерного корпуса, в котором располагается газовый котел (газ в поселке проведен давно, как и водопровод), генератор на случай отключения электричества и другие хозяйственные устройства. В третьей служебной постройке, гостевом домике, находятся постирочная комната, тренажерный зал и финская сауна с прилегающей душевой, а также комната отдыха. Главный дом отапливается с помощью водяных теплых полов – тепла хватает с избытком. Канализация на участке устроена с помощью септиков.
Главный дом
Видимые снаружи перепады высоты поддержаны и внутри дома – интерьер имеет три уровня: входная зона, гостиная с кухней и спальный этаж. Сам дом построен на сочетании двух форм – круга и квадрата. Круглые объемы башни со скошенной крышей и крыльца главного входа, а также квадрат кухни, так называемого чайного домика, окружают основной объем дома. Одним из пожеланий хозяина была максимальная простота фасада, обращенного к улице. «Раскрывается» дом с заднего фасада. Здесь и расположен полукруглый стеклянный объем башни, здесь же вход в гостиную с улицы, который предполагается в дальнейшем оформить остекленной террасой. Обилие стекла позволяет при желании создать ощущение полного единения с природой, а при опущенных жалюзи и шторах – чувство изоляции от внешнего мира.
Единый объем
Хозяин принимал самое активное участие в разработке проекта. Было решено, что для супружеской пары наиболее комфортным будет пространство без внутренних перегородок и с минимумом дверей. Обилие стекла и большое количество выходов наружу из всех помещений дома, а также французские балконы с металлическими ограждениями – все это продиктовано главной идеей дома – он должен быть открыт для окружающего пейзажа.
Несущими конструкциями внутри здания являются лишь несколько железобетонных колонн. Спальня с ванной комнатой и гардеробной расположена на антресоли - верхнем уровне дома. На среднем уровне – главный вход и санузел, уровнем ниже – большая гостиная с открытым пространством кабинета в башне, а также кухня за прозрачными дверьми, которые постоянно открыты. Таким образом, из центральной точки дома обозревается все пространство. Выразительность интерьера достигается повторением объемов архитектуры дома и несущих конструкций: кровли и стропильной системы, игрой большими формами и их грамотным выделением с помощью контраста отделочных материалов, которых всего три: пробка, керамическая плитка и обои, которые хозяин подбирал сам, как и мебель. Поверхности, оформленные пробкой, кажутся каменными, что придает пространству монументальность. Также этот теплый материал обладает прекрасными акустическими качествами. Хозяева любят классическую музыку, и прекрасная акустика помещения позволяет добиться эффекта концертного зала. Крыша установлена на деревянных стропилах: балки, обшитые МДФ, стали элементом интерьера.
Во всем доме на полу положена керамическая плитка под травертин трех разных оттенков и трех форматов, исключение составляет спальня, где в качестве напольного покрытия использован буковый паркет. В здании много встроенной мебели, все пространства, образованные за счет толщины стен, место под лестницей и т.д. были использованы для создания комодов, кладовок, встроенных шкафов с матовыми стеклянными дверцами. Принудительной вентиляции в доме нет, все окна открываются, и проветривание осуществляется естественным путем.
Огонь, воздух и вода
При всей видимой простоте отделки в этом интерьере присутствует внушительность и оригинальность, а особое настроение создают детали. Три кованных торшера работы кузнеца Андрея Ковалевского с абажурами синего, голубого и красного стекла олицетворяют воду, воздух и огонь. Стена в спальне оформлена художественным панно, сюжет которого был полностью надиктован самими хозяевами. Здесь совмещены воспоминания о родине сибиряка-мужа и крымчанки-жены: северная природа, птица удод и живописные места рядом с Фаросом.
В спальню ведет лестница, которая буквально висит в воздухе. Для ее установки пришлось соорудить в стене сложную металлическую конструкцию, а межпролетную плиту прикрепить к перекрытию. В ванную комнату можно попасть, минуя гардеробную, где Олег Бумаженко предложил хозяевам реализовать идею, почерпнутую им из опыта зарубежных коллег по обустройству американских и английских пентхаусов. Здесь расположен так называемый утренний бар – небольшая кухня с буфетом, где можно сварить кофе, едва встав с постели.
Русская природа
Сад вокруг дома продумывался столь же тщательно, что и все постройки на участке. Принципами ландшафтного дизайна стали естественность и бережное отношение к природе. И действительно, этот участок выглядит как уголок русской природы средней полосы: высокие березы, небольшой пруд посередине, неровные дорожки из тонированного бетона под натуральный камень словно созданы природой и временем: специально прорезанные трещинами, они напоминают сказочные тропинки.
Тем не менее, несмотря на кажущуюся нерукотворность пейзажа, над его созданием работали сразу два человека – Олег Бумаженко и специалист по ландшафтному дизайну Татьяна Казанцева. Удивительно то, что два профессионала, не общаясь друг с другом, предложили хозяину на рассмотрение абсолютно идентичные проекты. В самом центре участка располагалось небольшое болотце, которое в итоге превратилось в пруд. Болото очистили от торфа, а по периметру ямы создали бетонный каркас, на котором укрепили пленку. Искусственно созданный полуостров в пруду не случаен по форме, он повторяет Крымский, откуда родом хозяйка дома. Зимой здесь появляется прорубь, в которой хорошо окунуться после бани. Вода из пруда питает фонтан, бьющий из-под копытца деревянного оленя, стоящего на пригорке. Благодаря постоянной циркуляции воды, на участке совсем нет комаров.
Эта усадьба интересна и удивительна во многих отношениях. Жесткий рационализм организации пространства, с одной стороны, и трогающие до глубины души детали с другой – фигурки животных, элементы, связанные с воспоминаниями о родных местах хозяев. Кроме того, будучи уже немолодым человеком, хозяин смог принять абсолютно современный, достаточно смелый по архитектуре проект, предложенный Олегом Бумаженко. А архитектор в свою очередь в полной мере прочувствовал позицию и чаяния своих заказчиков, и потому получилась работа, любимая обеими сторонами.