Производителей гаражных ворот можно поделить на три группы.
Первая – иностранные компании-производители, поставляющие в Россию готовые к монтажу комплекты (германские HORMANN, Normstahl, Novoferm, итальянская Bremet).
Вторая – иностранные поставщики комплектующих (TERMOLINE, RICHARD-VILCOX).
Третья – российские компании, которые основные комплектующие производят сами, а часть привозят из-за границы, осуществляя сборку в России. Подобный подход позволил более чем в полтора раза снизить стоимость продукции, соответствующей по качеству мировым стандартам. Из ворот, производимых на территории России, только ворота АЛЮТЕХ имеют европейский сертификат качества ИСО 9001:2001 применительно к проектированию, разработке, производству, монтажу конструкций и комплектующих. Сертифицированы согласно новому российскому ГОСТу 31174-2003 только ворота DoorHan.
По способу открывания гаражные ворота бытового сектора делятся на распашные, откатные (или сдвижные), подъемные (подъемно-поворотные, подъемно-рулонные, подъемно-секционные) и складывающиеся.
Тривиальный и самый «древний» тип ворот. Их конструкция проста и проверена временем: две стойки, две створки ворот в виде жесткой сварной рамы и зашивки. Рама таких ворот делается из стального профиля. В качестве элементов обшивки используют листы металла, профлист, сэндвич-панели с утеплителем, дерево.
Из очевидных «плюсов» – простота монтажа и дешевизна. Но недостатки существенно преобладают. Во-первых, в зоне открытия створок требуется свободное пространство: такие ворота открываются, как правило, наружу.
Для беспрепятственного открывания створок вам придется расчищать площадь перед гаражом, убирать снег и намерзший лед. Во-вторых, даже будучи утепленными, они плохо сохраняют тепло. В-третьих, их полная автоматизация может превысить стоимость самих ворот (комплект автоматики включает в себя электропривод для каждой створки, блок согласования, усилительные накладки на полотно ворот для крепления петель и усиленные петли на шариковых подшипниках).
Их устанавливают любители неординарных решений. Полотно обоих типов движется по подвесному опорному рельсу с помощью роликов (иногда бывает и нижний рельс). В первом случае створка, состоящая из вертикальных подвижно соединенных между собой нескольких секций, складывается «гармошкой» или «друг за другом» в одну или в разные стороны. В откатных воротах полотно цельное и сдвигается вбок. Применительно к гаражным воротам «минусы» у них существенно преобладают над «плюсами». Во-первых, для открывания необходима дополнительная площадь. Причем откатные требуют большего пространства, поскольку несущий рельс приходится тянуть в сторону ровно на ширину полотна (разумеется, его фиксируют вдоль стены).
Откатные и распашные ворота, выполненные по современным технологиям, – лучшее решение для перекрытия въезда на участок. Металлическая рама ворот анодируется, окрашивается порошковой краской при высоких температурах, в результате чего поверхность получается прочной, устойчивой к атмосферным воздействиям, агрессивным средам и механическим повреждениям.
Ворота с алюминиевой рамой, зашивкой и всеми крепежными элементами внешнего вида не изменят, но стоимость самих ворот (а также их охраны – как-никак 200 кг цветного металла!) очень высока.
Это самая старая конструкция подъемных ворот, очень популярная в европейских странах с теплым климатом. Ворота представляют собой одно полотно. В процессе открывания его нижний край поднимается, слегка подаваясь вперед, затем полотно, поворачиваясь, останавливается горизонтально под потолком. Скольжение по направляющим обеспечивают ролики, зафиксированные в верхних углах створки. Вес конструкции компенсируется с помощью рычажно-пружинного механизма.
Обычно полотно изготавливают из цельного листа оцинкованной стали (с дальнейшим нанесением порошковой краски) и не утепляют во избежание излишней нагрузки на механизм. В закрытом состоянии ворота дополнительно фиксируют ригелями, задвигающимися в пол.
Очевидный «плюс» – ворота открываются без малейших усилий. Шарнирно-рычажный механизм по износостойкости не уступает петлям распашных ворот. Но есть и недостатки. Если гараж расположен внутри дома, то существенно пострадает его теплоизоляция. Именно поэтому в России такие ворота устанавливают по большей части в подземных паркингах. К тому же при въезде в гараж автомобиль следует останавливать не меньше чем за 30–40 см до ворот, иначе при подъеме полотно может задеть машину.
Ведущий производитель рулонных (роллетных) ворот – компания АЛЮТЕХ. Ворота работают по принципу оконных рольставен. Полотно состоит из подвижно соединенных между собой узких профилированных алюминиевых элементов (ламелей) высотой от 45 до 77 мм. Профиль может быть с пенополиуретановым наполнителем, но это делается не для утепления конструкции, а для ее облегчения без ущерба прочности.
При этом уменьшается стоимость привода, который подбирается в зависимости от массы ворот в целом.
При открывании полотно поднимается по направляющим вверх и сворачивается в рулон на вал, расположенный внутри короба. Несомненное достоинство рулонных ворот – компактность.
Они монтируются в любой тип проема, не требуют пространства для открывания – нет необходимости убирать снежные завалы зимой и можно подъезжать вплотную. Не менее важное достоинство – низкая стоимость таких ворот. Устанавливаются рулонные ворота в неотапливаемых гаражах, открываются вручную или автоматическим приводом.
Устанавливаются, как правило, в отапливаемом гараже. Их конструкция была разработана в Германии около 40 лет назад, и сейчас в России при обустройстве загородных домов они наиболее востребованы. Полотно представляет собой подвижно соединенные друг с другом с помощью петель секции. Для стандартного проема высотой 2–2,3 м достаточно 4–5 секций (500, 625 мм). При открывании полотно на роликах плавно уезжает вверх под потолок. К воротам можно вплотную подъезжать на автомобиле – они не повредят его. По этой же причине не требуется расчищать снег перед въездом в гараж. Вес секционных гаражных ворот компенсируется работой торсионно-пружинного механизма.
Секции могут быть двух видов: с замкнутым и незамкнутым контуром.
Достоинство секции с незамкнутым контуром – отсутствие «мостика холода», то есть соприкосновения внешней металлической панели с внутренней. Недостаток – то, что внутренний и внешний листы скреплены между собой лишь за счет пены. Дополнительную теплозащиту в таких секциях обеспечивает контур из резины или ТЭП (термоэластопласта) по всему периметру полотна и между секциями. Он не дает воротам примерзнуть к полу.
В случае секций с замкнутым контуром на первое место выходят прочностные характеристики ворот: такая секция не расслоится при деформации или нагревании на солнце, благодаря ее увеличенной толщине не пострадает теплоизоляция гаража. В таких воротах для теплоизоляции между секциями и по контуру ворот используется EPDM-уплотнители, которые не накапливают влагу, в отличие от резины, и не теряют своих свойств в условиях русской зимы.
Для придания антикоррозийных свойств все металлические комплектующие оцинковывают, покрывают порошковой краской или специальными полимерными покрытиями. Механические части – направляющие, ролики и петли – выполняют из нержавеющей стали, обеспечивая тем самым стабильную работу конструкции в течение долгих лет.
Ворота – неотъемлемый элемент архитектуры. Их облик стоит продумывать столь же тщательно, как и оформление дома.
Однако экспериментировать с формами можно не на всех типах ворот. К примеру, если вы хотите, чтобы въезд в гараж украшала арка, то от подъемно-поворотных, откатных моделей придется отказаться. «Полет» фантазии обеспечен при проектировании обычных распашных ворот или секционных. В ассортименте производителей – классические прямоугольные формы, створки со скошенными верхними краями, с верхней закругленной частью и всевозможные арки.
Зато разнообразие расцветки и облицовки дает возможность воплотить самые смелые дизайнерские решения. Декорированию поддается любой тип ворот. Здесь главный определяющий фактор – ваш собственный вкус: можно покрасить или заказать гладкие, рельефные, филенчатые деревянные панели; оформить пленкой, имитирующей ценные породы дерева; декорировать структурной краской, формирующей шероховатую поверхность типа «апельсиновой корки»; облицевать медью (со временем в результате окисления она приобретает вид благородной патины); использовать кованые решетки, массив ценных пород дерева и т. д.
В ворота могут быть вмонтированы декоративные пластиковые окна из стекла или поликарбоната, калитки, которые пригодятся при необходимости вынести малогабаритную вещь или вывести велосипед. И, наконец, ворота могут быть полностью панорамными (из поликарбоната), обеспечивая естественное освещение внутри гаража.
Чтобы поставить авто в гараж, нужно остановиться, выйти из нее, открыть ворота, сесть вновь в машину, заехать и снова их запереть. И так каждый день в любую погоду. Жизнь покажется намного проще, если оснастить ворота электроприводом. Ими можно будет управлять дистанционно (на расстоянии до 30 м). Нажав кнопку брелока, вы можете открыть ворота гаража и зажечь в нем свет. Самые «продвинутые» устройства способны через определенное даже самостоятельно закрывать ворота и выключать освещение – вам остается только выйти из гаража. Комплекты дверной автоматики подбирают в соответствии с типом ворот, их размерами, частотой эксплуатации. В России особенно популярна продукция CAME, NICE, FAAC (Италия), MARANTEC (Германия). Все приводы оснащены специальными датчиками, которые реагируют на препятствия, возникающие в проеме. Если в зоне движения появляется объект, полотно ворот блокируется (либо меняется направление его открывания). Как только препятствие устранено, движение створки продолжается по нужной траектории.
Возможна установка фотоэлементов. Их устанавливают как отдельно стоящими, так и внутри полого резинового уплотнения в нижней кромке полотна, при малейшей деформации которой преграждается путь светового луча внутри уплотнения. Фотоэлемент подает сигнал на управляющее устройство, и привод выключается.
Система реагирует не только на движущиеся предметы, но и на неподвижные, например неправильно припаркованный автомобиль.
На случай отключения электричества в конструкции подавляющего большинства электроприводов предусмотрена система механической разблокировки. Для максимального комфорта автоматизированный гараж можно подключить к системе «умного дома».