Виллем Зегваард – голландский миллионер, владелец складов, очистных сооружений, похоронных служб, торговых пассажей и великолепных лошадей. Собственно, появление имени Зегваардов в колонках новостей голландских газет связано с покупкой породистых скакунов за пару сотен тысяч евро и победой лошадей из конюшни Зегваарда на скачках. Конюшня находится под покровительством Веры, которая увлекается объездкой новых приобретений. Зегваарды собирают и диковинки: именно у них родилась самая маленькая в мире лошадь, попавшая в Книгу рекордов Гиннеса.
К вопросу строительства своего дома они подошли весьма основательно. Виллем всегда предпочитал жить в сельских районах недалеко от города:
- Мы жили в старинных фермерских домах, там тихо и спокойно, потом поселились в деревне, но в душе я всегда стремился к Дому своей мечты, который построю сам.
Каким он должен быть, мистер Зегваард не имел четкого представления. Зато он точно знал, как его построить: выбрать место в тихом городке, заказать грамотный архитектурный проект и нанять ответственного за ход строительства.
Виллему Зегварду принадлежат разные участки земли как в Голландии, так и за ее пределами, но для Дома своей мечты он выбрал Rijswijk – старый голландский город с историческими традициями.
Архитектурное бюро Hienkens Виллему посоветовал его друг, для которого архитекторы уже выполнили несколько проектов. На первых встречах они рассматривали с Верой и Виллемом книги об архитектуре. Больше всего понравился Роберт Стерн: его принцип соответствия архитектуры среде и культурному контексту, слегка ироничное цитирование исторических стилей и роскошная чрезмерность в использовании архитектурных элементов.
- Нужно было связать традицию голландского дома и архитектуру 17 века. Идея материализовалась в классической кладке из красного кирпича и кровле из серо-голубой черепицы старинной голландской формы, - рассказывает архитектор Тинеке Меерман. - Сейчас Виллем страшно гордится своим домом. Он обязательно показывает его своим партнерам по бизнесу.
- В этом здании, - говорит архитектор, - современные детали почти не заметны, так как это элементы конструкции или сборки.
Здание состоит из трех разновысоких высоких объемов, каждый из которых имеет архитрав, передний и задний фронтоны. Они связаны между собой более низкими объемами плоской крышей и менее выразительными колоннами, что подчеркивает их более низкое положение в архитектурной иерархии.
Несущую конструкцию составляют бетонные стены и стальные колонны. Те колонны, которые мы видим снаружи, не могут держать нагрузку – их изготавливали заводским способом из бетона как полые декоративные элементы. Из стальных балок сделаны межэтажные перекрытия, поэтому они получились максимально тонкими.
Самое большое внимание было уделено деталям.
- Для создания водосточной системы мы хотели уйти от традиционных труб, чтобы не портить классицистический облик дома, - рассказывают архитекторы. – Мы использовали здесь новую систему. Черепица скрывает желоб, с которым соединена так называемая система Vacurain.
Другое новшество, использованное в проекте, связано с желанием Зегвардов построить как можно более светлый дом.
- Чтобы двери с южной стороны дома пропускали как можно больше света, - рассказывает Виллем Зегваард, - архитекторы предложили такую конструкцию, в которой опорным элементом служит именно стекло, а деревянные рамы - только для крепления петель, замков и ручек. Нам понравилось это решение. Другая идея, связанная с окнами, более прагматичная. Чтобы повысить противовандальную защиту, особенно для окон с переплетами, стекла закрепили в стальных усилительных профилях, которые покрасили, придав переплатам самый обычный вид.
Согласно контракту, строители не могли приступить к выполнению следующего этапа работ, пока у них не примут предыдущий. Управление строительством он поручил специалисту, который вел все взаимоотношения с подрядчиками.
В течение всего строительного периода управляющий мистера Зегваарда присутствовал на стройплощадке и следил за тем, чтобы все размеры соответствовали проекту, а работы были выполнены корректно. Объемы работ и результаты подробно обсуждались с заказчиком.
Результат получился действительно впечатляющий. Кирпичная кладка выполнена по образцу королевского дворца в Апельдоорне, образце голландского ренессанса 18 века. Кирпичи особенной формы специально изготовлялись для строительства дома.
Колонны тосканского ордера расположены парами, а на углах – по три. Оконные рамы сделаны по образцу рам Виллы Ротонда Палладио: схожи по форме и точно повторяют их молдинг. Архитрав и тимпан отсылают к Вилле Эмо. При этом планировка нижнего этажа подчинена не столько классицистическим законам, сколько современным функциональным требованиям. Ни архитекторы, ни заказчики не стремились серьезно воссоздавать определенный архитектурный стиль – легкая ирония отразилась в названии Villa “aan ‘t Haantje”, которое звучит довольно смешно: Вилла на Петушиной улице.
Комнаты, прежде всего нижнего этажа, в основном, смотрят в сад с бассейном. Это юго-западная сторона. Здесь стеклянные двери полностью раздвигаются, и только граница пола показывает, где заканчивается дом и начинается сад. Другие части дома менее открыты в окружающий мир. Внизу расположен винный погреб с готическими кирпичными сводами, украшенный фресками.
Здание оборудовано системами отопления и кондиционирования самого высокого уровня.
Это очень густая сеть тонких трубочек, по которым бежит вода. Сверху эта система покрывается штукатуркой и потолочным декором. В теплое время эта потолочная система, наоборот, охлаждает воздух.
- Эта система избавила наш дом от радиаторов, конвекторов и кондиционеров. И от сквозняков тоже, - с удовольствием отмечают супруги.
Наградой за то, что все участники процесса не жалели времени для тщательного продумывания всех деталей, стал дом, совершенно традиционный по виду и по-современному комфортабельный.