Первая и самая очевидная задача окна – впустить в помещение естественный свет. Согласно действующим на территории России строительным нормам, в жилых помещениях минимальное соотношение площадей остекления и пола составляет 1/8 для фасадных окон и 1/10 – для мансардных. В данной «формуле» участвует только светопрозрачная часть конструкции, так что из площади готового окна надо не забыть вычесть раму, импосты и тому подобные «мелочи».
Освещенность сильно зависит от привязки дома к местности (ориентации его относительно частей света, наличия поблизости раскидистых деревьев) и от особенностей конкретного здания. К «проектным» затеняющим факторам относят балконы и террасы (а точнее, сопутствующие им свесы кровли), слуховые окна (из-за них свет теряется в откосах) и так далее. Чаще всего эти особенности упускают из виду в «средиземноморских» домах – воспроизведя характерные для жаркого климата многочисленные навесы, архитектор забывает увеличить площадь остекления, из-за чего построенный в средней полосе коттедж оказывается в вечном сумраке. Кстати, согласно требованиям СанПин 2.1.2.1002-00, в жилых помещениях солнце должно «присутствовать» на протяжении 2–3 часов в сутки.
Окна обеспечивают обитателям дома постоянный контакт с внешним миром. За городом этот аспект особенно важен: возможность наслаждаться пейзажем часто служит одним из аргументов в пользу переезда «на природу». Разумеется, чем больше площадь остекления, тем приятнее любоваться красотами, благо современные теплосберегающие конструкции дают зеленый свет распространению панорамных и «французских» окон в средней полосе и даже на севере.
Чтобы пребывание в помещении было комфортным, низ окна должен начинаться не выше чем в 110–120 см от пола и заканчиваться за пределами двухметровой отметки – такое расположение откроет обзор как сидящему, так и стоящему человеку. Это касается как вертикального, так и мансардного остекления: даже если льющегося «с потолка» света более чем достаточно, отсутствие обзора создаст неприятное ощущение замкнутости, что, помимо всего прочего, ощутимо снизит ликвидность объекта. Непрозрачные элементы лучше располагать так, чтобы они не создавали визуальной преграды.
Если окна установлены правильно, в доме никогда не будет повышенной влажности и затхлости. Поскольку в закрытом состоянии современные конструкции, будь то пластик, дерево или алюминий, практически герметичны, принятые в России стандарты специально оговаривают необходимость вентиляционных устройств. Действуют все проветриватели по схожему принципу, заставляя створку отойти со своего места на несколько миллиметров. Образуемой щели достаточно для эффективного воздухообмена без сквозняков.
С большими объемами неплохо справляются мансардные окна, оборудованные «всепогодной» системой вентиляции.
И наконец, объем помещения – как известно, расположение, форма и размер окон играют в его восприятии воистину ключевую роль. С каждым годом спрос все больше смещается в сторону светлых проектов с высокими потолками и большими окнами; набирает популярность идея второго (верхнего) света, попадающего на первый этаж из окон в крыше. Правильно «расставляя» естественное освещение, легко превратить во дворец домик достаточно скромных размеров, и наоборот – какими бы просторными ни были апартаменты, скудный свет и маленькие окна-бойницы испортят все впечатление и понизят ликвидность проекта.
Насколько хорошо окна справляются с вышеперечисленными задачами, становится ясно буквально с порога, а вот с тем же энергосбережением дело обстоит не так просто – чтобы расставить точки над i, надо прожить в доме как минимум одну, а то и несколько зим. Как уже было сказано, некоторые современные решения дают совсем небольшие теплопотери, причем снизить их до минимума можно, продумав расположение проемов. Сориентировав самые большие окна на «теплые» направления (юг, юго-запад) и применяя стеклопакеты с теплоотражающим внутренним покрытием, удастся даже задержать в помещении большую часть солнечной энергии. Лучше всего, когда естественный свет в той или иной степени присутствует повсюду, включая коридоры и лестницы, – переход из залитой солнцем комнаты в полумрак чреват потерей ориентации и, как результат, нелепыми травмами. А уж в ванных комнатах, где многие дамы наводят красоту, естественный свет просто незаменим. Если это верхний свет, то о сохранении конфиденциальности беспокоиться не придется: наклонные окна сильно бликуют.
Кстати, правильное расположение рабочих поверхностей (письменного стола или бюро в кабинете, разделочного стола на кухне и т. д.) относительно окон способно заметно отодвинуть момент вечернего включения ламп.
Говоря о качестве освещения, специалисты подразумевают, насколько оно интересно и в то же время равномерно. Эффект «интересности» чаще всего достигается за счет причудливой игры бликов и теней, подчеркивающей достоинства внутреннего убранства помещения. Второй момент более прозаичен: стандартное окно не всегда способно целиком «пробить» длинную комнату, причем по контрасту с ярко освещенным передним участком дальняя половина будет смотреться особенно мрачно. Существует два решения проблемы: ввод верхнего (сквозь кровлю) света, что не всегда возможно, или же увеличение высоты оконных проемов.
Даже в средней полосе бывает период, когда солнечные лучи не являются желанными гостями в жилище; кроме того, в коттеджных поселках часто нужна «ширма», отгораживающая частную жизнь от посторонних взглядов.
В зависимости от расположения средства контроля освещения делят на две группы. Внутренняя защита – это в первую очередь старые добрые занавеси и шторы; более универсальный и эффективный вариант – жалюзи. К защите внешней относят маркизы и ставни. Несколько особняком стоят технологические приемы ограничения светового потока – тонированные, а также электрохромные стекла, коэффициент пропускания которых можно регулировать вплоть до 10% от исходного. Тонировка ненавязчиво скроет помещения первого этажа от любопытных взоров, но надо учитывать, что в темное время суток изнутри получается эффект зеркала, слегка напоминающий полицейский участок.
От солнца внутренняя защита, увы, малоэффективна – проникнув в помещение, лучи все равно будут нагревать и занавесь, и воздух, особенно в промежутке между стеклом и шторой. Внешние маркизы более функциональны. Существующие механизмы управления и атмосферостойкие синтетические материалы делают их удобными и долговечными в эксплуатации.