Мередит и Джилл жили в небольшой двухкомнатной квартире в Лондоне. Узнав, что в семье появится второй ребенок, они решили покинуть столицу туманного Альбиона и переехать в собственный дом, подальше от шума и грязи большого города.
При строительстве своего дома Мередит Боулз использовал все профессиональные знания и опыт. Архитектурное бюро Mole Arshitects, которое он возглавляет, специализируется на строительстве современных, энергосберегающих зданий.
Архитекторы Mole Arshitects воплощают в своих постройках принципы эко-строительства – простоты, экологии и целесообразности – все то, что призвано сделать жизнь обитателей лучше, уютнее и комфортнее. Учет особенностей местности и традиционной архитектуры, применение легких и технологичных материалов, возможность демонтажа и переработки вторично используемых продуктов, снижение уровня потребления природных ресурсов
– таковы основные положения эко-строительства.
Местом будущего семейного дома была выбрана деревня Приквилоу, недалеко от Кембриджа. Единственное здание, нарушающее однообразие местного ландшафта – это собор Эли, шпиль которого виден из любой точки поселения. Остальные строения – простые по форме амбары и сараи, чью конфигурацию Мередит и взял за основу для будущего дома.
Название свое Черный Дом берет не только от цвета стен и кровли. «Черные Дома» были традиционными строениями до 70-х годов XX века в Шотландии, Ирландии и других областях Великобритании и имели двойные стены с опилками между ними для сохранения тепла, дерновую или тростниковую кровлю. В настоящее время, «Черные дома», как архитектурную форму, стали возрождать в рамках «эко-строительства». Черный Дом Мередита Боулза вобрал в себя все лучшее из исторического прошлого и современных концепций строительства, заставив всякую вещь внутри и снаружи служить сохранению жизни в любой ее форме.
Период строительства Черного Дома длился 8 месяцев. К апрелю 2003 года дом был готов. Простые линии здания повторяют природную геометрию района Приквилоу. Цвет стен не раздражает глаз, притом, что он вступает в прямой контраст с местным пастельным колоритом.
Дом стоит на фундаменте из железобетонных свай.
Выполненные из древесины сваи, балки, стропила не только делают конструкцию легче, но и абсорбируют углекислый газ, выделяемый в процессе частичного использования в доме угля, торфа и другого природного топлива. Шумоизоляционные блоки из вторично использованного колотого бетона, панели из переработанных газет призваны сохранить тепло в доме. Толщина стеновых панелей составляет 200 мм, напольных – 205 мм.
Электричеством дом снабжают солнечные батареи. А в темное время суток и месяцы, когда солнечного света оказывается недостаточно, электроэнергия поступает из корнуолской ветряной фермы. Этого хватает даже на электрическое отопление.
Интересно организована система вентиляции: исходящий воздух очищается в ионной системе фильтрации, а затем, с помощью теплового насоса, подается обратно в помещения – свежим и теплым. По такой же схеме происходит нагрев воды.
Постройка включает в себя три этажа с пятью спальнями и двумя рабочими кабинетами. Первый этаж Черного дома состоит из трех комнат, расположенных анфиладой. Это дает возможность просматривать гостиную и кухню насквозь. Входят в дом через боковую дверь, а маленький коридор заставляет сделать небольшую остановку перед тем, как попасть в гостиную – эффектное просторное помещение с высокими потолками и огромными окнами. Интерьер гостиной очень простой, без каких-либо излишеств и дополнительного художественного оформления, и главное его украшение и изюминка – атмосфера простора и переливающегося дневного света.
В коридоре у одной из стен стоит огромный, от пола до потолка, книжный стеллаж, который своим присутствием напоминает о том, что в этом доме живет и творит писатель. Как объясняет Мередит, идея состояла в том, чтобы в обоих концах дома стояли книжные шкафы. Это позволило создать любопытную перспективу, своеобразный смысловой центр первого этажа.
Как и в любом сельском доме, сердце это простого, непретенциозного жилища находится в кухне, вокруг огромного белого обеденного стола. Пол и стены этого помещения покрыты кафелем синего и зеленого оттенков, который выполнен из переработанных промышленных плит.
Трехлетний Феликс, родившийся у Мередита и Джилл после переезда в Приквилоу, живет в собственной детской комнате на втором этаже. Но и в других помещениях дома для него продуманы удобные вещи: маленький мольберт, игрушки, и, даже, стульчики, убирающиеся в свободное пространство под окном на кухне. Рядом с комнатой Феликса расположился офис бюро Mole Arсhitеcts, в котором работает Мередит, а в мансарде – комната Льюиса, старшего сына, и кабинет Джилл. Через мансардные окна помещения верхнего уровня наполняются светом.
Кабинет – маленькая, уютная и хорошо освещенная комната. «У меня никогда не было собственного кабинета, и мне нравится, что он находится так высоко, под самой крышей дома. Я чувствую себя спокойной, поскольку никто не может вот так, запросто, ворваться ко мне, без предупреждения или заглянуть в окна», – признается Джилл.
Во внутренних решениях своего дома Мередит Боулз выразил один из основных принципов эко-дизайна: помимо красоты и правильного функционального решения, эко-дом должен иметь собственный дух, в формировании которого не последнюю роль играет характер, возраст и социальное положение его обитателей. По словам архитектора, дом должен отражать суть отношений между членами семьи. В городской квартире Джилл и Мередит не уделяли большого внимания внутренней атмосфере дома, его предметному заполнению. Но, прожив в новом доме некоторое время, они оценили важность семейного уюта, который в данном случае не был бы возможен без применения натуральных материалов в декоре интерьера и строительстве.
Эко-стиль дает хозяевам возможность обустраивать жилье таким образом, чтобы не возникало ощущения «захламленности» помещений. Каждый предмет в интерьере служит и красоте, и функциональности, не нарушая границ человеческого творчества и природных проявлений: света и пространства.
Черный дом стал отличным примером экологической архитектуры нового тысячелетия. Благодаря новому архитектурному подходу проект получил Manser Medal от Royal Institute of British Architects (RIBA) как лучшая постройка 2004 года. И не только из-за своего практического, но и культурного значения. По словам жюри, Черный дом сформировал новое понимание красоты архитектуры в ее созвучии с природой для будущих поколений архитекторов и дизайнеров.