Реклама

Биология архитектуры

Дом Арнальдо Саворелли

Арнальдо Саворелли стремится к тому, чтобы его дома гармонировали с окружающей средой

Архитектор редко может полностью воплотить свои идеи, ограниченный требованиями заказчика, но Саворелли строил для своей семьи. Такая ситуация не только дает полную свободу, но еще и является лучшей проверкой того, насколько архитектор верит в свои идеи.

Нередко «дом для себя» очень отличается от «дома на заказ».

Однако в данном случае подобного не произошло. Арнальдо Саворелли построил дом уютный, внешне традиционный, но являющийся при этом манифестом разрабатываемой им биоклиматической архитектуры.

Местность, выбранная для строительства, север Паданской равнины, протянувшейся между Альпами и Апеннинами, отличается не только красивейшими пейзажами, но и достаточно суровым, по сравнению с центральной Италией, климатом. Здесь нет влажных морских бризов, которые бы смягчали летнюю жару, а зимой Апеннинские горы преграждают путь потокам теплого воздуха, поэтому температура держится около 0°С. Все это явилось идеальной проверкой архитектурных идей Арнальдо Саворелли по созданию биоклиматического дома, который оставался бы прохладным летом и теплым зимой. Сам термин «биоклиматическая архитектура» для его автора подразумевает способность приспосабливаться к погодным условиям местности, использовать их для создания экономного и экологичного жилья. Поиски в этом направлении ведутся многими архитекторами, можно вспомнить eco-tech, разрабатываемый знаменитым Норманом Фостером. Но Саворелли стремится к тому, чтобы его дома еще и гармонировали с окружающей средой.

В данном случае он поставил задачу сохранить традиционный облик сельского дома, в котором осталось что-то от крепости. Этому впечатлению способствует использование стен из грубо обработанного камня, сохранившихся от сеновала и крестьянского дома, выстроенных в середине 20 века. Благодаря включению этих построек в общий план получилось 3-уровневое здание (верхний этаж – получердачный), немного вытянутое по оси восток- запад, общей площадью 140 м2.

В целом и экстерьер, и интерьер дома достаточно традиционны и в использовании материалов (дерево, камень, кирпич), и в инженерном плане: 4 внешние и одна внутренняя несущие стены поддерживают балочные перекрытия. С севера сохраненная от сеновала толстая 70-сантиметровая каменная стена защищает от сырости и холодных ветров. Сюда выходят в основном служебные помещения. Ровно посередине дома проходит внутренняя стена толщиной 45 см. Являясь несущей, она, тем не менее, прорезается проемами различной формы, посредством которых соединяются помещения. С южной же стороны, которая выходит на сад и поле с посаженными вдали дубами, замыкающими перспективу, облик дома кардинально меняется. В нижнем ярусе возникает аркада, традиционная для итальянской архитектуры средневековья и Возрождения. Две крупные полуциркульные арки образуют портик, и еще одна, прорезанная в стене, повторяет ритмический мотив. Четкое ориентирование здания на южную сторону присутствует в плане не только фасадов, но и крыши – конек смещен на север, в результате, южный скат более пологий с частичным застеклением. В свою очередь, все это определяет ориентирование внутренних помещений.

Гостиная

Гостиная в юго-восточной части полностью ориентирована на открывающийся сквозь арки портика вид на сад. Тема арки повторена и в интерьере, она соединила гостиную и кухню

При внутреннем планировании основной задачей было предусмотреть, помимо обязательных кухни, спален, гостиной, ванных комнат, еще и помещения многофункционального назначения. Арнальдо Саворелли считает, что в сложных проектах, которые требуют точного расчета, архитектор не может в процессе строительства вносить существенные поправки, однако дом – это живой организм, в нем все время должно что-то меняться, как меняются вкусы или количество членов семьи.

Поэтому в загородном доме Арнальдо Саворелли используются не только различные конструкции стен и перекрытий, но и различный дизайн внутренних помещений. «В таком доме можно поменять функции отдельных помещений, сделать себе дополнительную гостиную или, наоборот, разместить в этом помещении студию или спортивный зал».

Несмотря на разнообразие дизайнерских решений, радикальных контрастов стиля не наблюдается. Интерьеру свойственны некая традиционность и внешняя простота – обилие свободного пространства, преобладание простых линий, уютное сочетание дерева и камня в отделке. Но эта простота лишь кажущаяся. Стены-перегородки разделяют практически квадратный в плане дом на четыре самостоятельных модуля, каждый из которых участвует в создании единой биоклиматической системы.

Центральным организующим и функциональным пространством является расположенный в юго-западной части атриум. Все его пространство подчинено вертикальной доминанте, устремлено вверх – к прорезанным в крыше окнам VELUX, через которые попадает свет полуденного солнца. Благодаря второму свету создается необыкновенное ощущение внутреннего объема. Вертикальную устремленность подчеркивает и западная практически глухая стена, у подножия которой посажено деревце, как продолжение сада за окном. Дворик атриума связывает все три этажа и служит источником освещения для выходящих в него помещений. Его южную сторону практически полностью занимают окна, протянувшиеся сплошной лентой и на 1-м и 2-м этажах (через них проникает свет в течение всего дня).

Дворик-атриум

Растения во дворике-атриуме создают продолжение сада, находящегося за окном, «кусочек» вечного лета

Помимо эстетической и функциональной стороны, помещение атриума играет очень важную климатическую роль.

Связывая этажи, оно обеспечивает самовентиляцию и равномерную температуру по всему дому, а также аккумулирует свет и, следовательно, тепло, являясь естественным источником отопления. Углы, под которыми расположены мансардные окна и выносы карнизов, таковы, что летом лучи жаркого зенитного солнца не проникают вглубь дома, падая большей частью вертикально через крышу, а зимой, когда траектория движения светила ниже, наоборот, весь день освещают и обогревают дом. Благодаря этому при окружающей температуре около 0°С в доме без всякого дополнительного обогрева держится +25 С.

Не менее важным стало создание системы естественной вентиляции и отопления. Благодаря толщине стен, циркуляции воздуха через атриум, в доме поддерживается равномерный климат. Вентиляция помещений происходит самотоком (исключение составляют кухня и ванные комнаты). И опять ключевым элементом является атриум, так как его вертикаль обеспечивает естественную тягу, которую можно усилить, приоткрыв мансардные окна. Эти окна, а также вентиляционные отверстия между перекрытием чердака и крышей позволяют летом выводить избыточное тепло. Одно из несомненных достоинств подобного дома – экономичность его содержания – средства, затраченные на сложные архитектурные расчеты, вернутся владельцу с процентами при эксплуатации. (Конечно, для средней полосы России построить полностью самоотапливающийся дом невозможно, но биоклиматический принцип позволит существенно сократить расходы на обогрев здания.)

Досье
Тип проекта: авторский
Местоположение: Паданская равнина на севере Италии
Площадь участка: 8630 м2
Период строительства: 2000—2002 г.
Площадь дома: 140 м2
Назначение дома^ для постоянного проживания
Строительные технологии: несущие стены из камня и кирпича с балочными перекрытиями
Внутренняя облицовка: дерево и штукатурка
Дополнительная информация
Архитектор: Арнальдо Саворелли
Заказчики: Арнальдо Саворелли и Роберто Кастеллани

По соседству с атриумом в юго-восточной части разместился главный вход и гостиная. Они полностью ориентированы на открывающийся сквозь аркаду портика сад. Тема аркады продолжена и внутри помещения, где полуциркульная арка массивной кладки, прорезанная в несущей стене, поддерживает перекрытия и соединяет эту зону с северо-восточной, где расположилась огромная кухня-столовая. Толстые стены кухни, лишь с двумя узкими окнами на востоке, служат главным источником прохлады для соседних помещений в летнее время. С противоположной стороны от кухни находится небольшой домашний кинотеатр. Низкий потолок с тяжелыми балками, полумрак и красноватый цвет стен делают эту комнату похожей на пещеру.

Атриум является своеобразной осью, пронизывающей все три этажа. На втором этаже, куда ведет однопролетная лестница, вокруг дворика раскинулось свободное пространство, которое Арнальдо Саворелли считает своеобразным подарком, оно может использоваться различным образом, и в качестве неформальной гостиной, и палестры (площадки для занятий спортом или игр детей). В отделке здесь преобладает дерево, благодаря его низкой теплопроводности второй этаж сохраняет баланс между прохладным первым и более теплым третьим этажом. Помещения третьего уровня, занимающие северную половину дома, включают в себя две спальни (детскую и родительскую), разделенные лестницей, с примыкающими к ним ванной и гардеробной комнатами.

Выбор материалов, внешне традиционные архитектурные решения (арки, портики, дворик) призваны создать ощущение уютного семейного очага, заставить забыть о технической уникальности дома. Ориентируясь на климатические условия, были рассчитаны точные пропорциональные соотношения в использовании материалов, исходя из их теплопроводности и гигроскопичности (дерево имеет низкие показатели, камень – высокие, но обладает способностью аккумулировать тепло и холод). В стены были включены фрагменты битого кирпича и черепков. Они впитывают избыточную влагу осенью и весной и делятся ею при низкой влажности летом и зимой. Спонсор статьи: питьевая вода Бриллиант - заказать воду перейти на сайт в день заказа!

Дом Арнальдо Саворелли демонстрирует большие возможности рационального проектирования дома. Такое здание гармонично вписывается в окружающую среду и соответствует всем современным принципам экологии и экономичности жилья. Успех биоклиматической архитектуры подтверждает тот факт, что на сегодняшний день было реализовано уже несколько проектов архитектурного бюро Solarch, провозглашающих новый подход к строительству дома.