Реклама

Братья по классике

Коттедж по проекту 0130-0

Общая площадь каждого из проектов около 400 кв. м. Однако ее можно сократить примерно на треть, если «отрезать» цоколь. Такое же решение может быть оправдано в случае строительства дома на участке с высокими грунтовыми водами. По словам архитектора, несмотря на то, что в проекты при этом придется внести определенные изменения, с визуальной точки зрения они много не потеряют.

В первом проекте за основу взят традиционный загородный английский дом XVII–XVIII веков, а во втором – парковые особняки петербургского барокко XVIII века. Большинство коттеджей в ранней коллекции homeplans.ru появились на основе трансформации загородных домов, выполненных по индивидуальному проекту. У проектов J-0177-0 и J-0130-0 другая судьба. Своим рождением они обязаны абстрактной идее.

В конце прошлого века архитектор Игорь Фирсов решил поупражняться «в вольном стиле» на тему классики, сконструировав два дома на основе одного планировочного решения. Несмотря на то что в те годы на рынке загородного домостроения особой популярностью пользовались эклектичные «замки» с башенками и флюгерами, взгляд архитектора обратился на другие исторические эпохи. Однозначного ответа на вопрос, почему были выбраны именно английская классика и барокко, Игорь Фирсов нам не дал, сославшись на интуицию. Маркетинговых исследований спроса на рынке загородного домостроения в те годы почти не проводилось, и, наверное, мало кто мог предположить, что спустя несколько лет именно эти стилистические решения станут наиболее востребованными покупателями проектов представительских коттеджей. И сегодня, когда загородные дома в английском стиле возглавляют рейтинги продаж, а застройщики коттеджных поселков, руководствуясь аналитическими выкладками, все чаще обращаются к стилю дворцовых построек, авторской интуиции можно только позавидовать.

Коттедж по проекту 0177-0

На стадии идеи лишь интуиция архитектора привела к выбору именно английской классики и барокко в качестве стилистических решений этих домов. А сегодня подобные дома – наиболее востребованы покупателями проектов представительских коттеджей

АГЕНТ 0177

Говорить о том, что проект J-0177-0 является точной копией английских загородных особняков, нельзя. Скорее, его можно воспринимать как вариацию на заданную тему. Помните знаменитое музыкальное вступление из телесериала о Холмсе и Ватсоне? После премьеры телефильма даже в музыкальных кругах создалось впечатление, что композитор Владимир Дашкевич «позаимствовал» фугато из произведений эпохи немецких и венских классиков. Однако тема была авторской, просто старую полифоническую форму наполнили новым содержанием. В этом и заключается талант стилизатора. Создать оригинальное произведение, используя традиции, но избегая копирования.

На первый взгляд «агент 0177» – более английский, чем сама Англия. Строгая геометрия планов, традиционная вальмовая крыша с прямыми скатами, украшенная элементами фахверка, консервативная терраса, классические эркеры, массивный цокольный этаж, облицованный камнем, и даже античные колонны у входа. Однако при более подробном рассмотрении у этого английского дома можно заметить небольшой русский акцент. Взять хотя бы цветовую палитру фасадов. Если вы когда-нибудь были в Англии, то, должно быть, заметили, что жители туманного Альбиона предпочитают обходиться без полутонов. Типичные цветовые палитры английских коттеджей прямолинейны, как Уинстон Черчилль. Сочетания белого и черного или красного и черного здесь можно встретить гораздо чаще, чем, к примеру, союз охры фасада и «шоколада» черепицы. Но, по мнению архитектора Фирсова, российскому менталитету импонируют мягкие цветовые гаммы, играющие на полутонах. В палитре нашей жизни и так достаточно резких цветовых сочетаний, чтобы переносить их на стены родового гнезда.

Планировочное решение для двух проектов

Чтобы посмотреть планы коттеджей, кликните на изображение

Объемно-планировочное решение проекта также не копирует британские аналоги. Большинство староанглийских особняков представляют собой H-образный в плане дом, где центральная (поперечная) часть отводится холлу и парадным помещениям, одно крыло – комнатам дневного пребывания хозяев (sitting room и пр.) и спальням (вверху), другое – кухне с подсобными помещениями, комнатам слуг и домашней капелле. Планы проекта J-0177-0 основаны на другой идеологии. Здесь вы не найдете капеллу и комнаты для слуг. Но зато прибавились бассейн, гараж на две машины и зимний сад. Необходимый уровень комфорта обеспечен спроектированными в цокольном этаже и специально оборудованными помещениями бытового и технического назначения. Второй этаж – приватная зона дома с четырьмя вместительными спальнями и ванной комнатой.

В основе плана фирсовского английского особняка лежит разделение функциональных зон не с помощью перегородок, а посредством объемных архитектурных решений. Здесь нет мелкого дробления пространства, нет никакого мельтешения проемов и стен. Но в то же время существенно ограничены степени свободы для перепланировки. Большинство планов загородных домов эконом-класса почти полностью избавлены от внутренних несущих стен, словно угодливо уговаривая покупателя: «Хозяин, разделяй меня, как тебе будет угодно!». Но солидный английский особняк не позволит играть с собой в такие игры. Здесь чуть ли каждая функциональная зона, будь то столовая, гостиная, спальня, зона релаксации или кабинет, представляет собой обособленное помещение в незыблемых границах несущих стен. Таким образом, задачи планировки интерьера решаются на уровне объемно-планировочного решения всего здания. Кажется, что этот дом лучше своих будущих хозяев знает, как должна быть обустроена комфортная жизнь, и поэтому не позволяет им вносить кардинальные перемены в свое внутреннее пространство.

БАРОККО ТРЕБУЕТ ЖЕРТВ

Коттедж в стиле барокко

В прошлом дробное стекление окон выполнялось не столько с целью декорирования, сколько по весьма прагматичной причине: технологии изготовления стекла большой площади тогда еще не существовало. Но сегодня застройщику не придется заказывать большое количество маленьких стеклышек для такого окна. Задача решается гораздо проще: на вставленное в основную раму стекло накладывается декоративная деревянная решетка.

По словам Игоря Фирсова, при создании проекта J-0130-0 он решил шутливо обыграть стереотипы дворцовой архитектуры петербургского барокко. Но, несмотря на то что автор отнесся к цитируемому стилю не без иронии, результат внушает уважение. Кажется, что этот маленький дворец словно «сбежал» от музейной скуки Павловского или Екатерининского парка, чтобы провести каникулы в каком-нибудь элитном коттеджном поселке, где коротают вечера не тени забытых предков, а сильные мира сего.

В коттедже-дворце есть немало примет стиля: голубые фасады и белоснежные пилястры и карнизы, сложная ломаная кровля, люкарны, арочные окна с дробной расстекловкой, полукруглая терраса, изогнутая парадная лестница, балюстрады, наконец. И каким бы шутливым ни казалось обыгрывание стиля в этом проекте, само сочетание «барочный дворец» ко многому обязывает. В отличие от английского особняка, этот дом при всем желании нельзя органично вписать в участок, расположенный в лесу или на необустроенной территории. Барокко требует жертв от своих поклонников. И если уж вы решили поселиться во дворце, будьте любезны организовать на участке регулярный парк или, по крайней мере, аккуратный сад. Этот проект также идеально впишется в черту исторических пригородов со сложившейся застройкой.

Как и в проекте J-0177-0, внутренний план помещений здесь сформирован сочетанием нескольких объемов. Такое решение позволяет в некоторых комнатах иметь двустороннее освещение. При постановке на участок это дает больше возможностей оптимальной ориентации помещений. Основные входы в обоих проектах решены весьма нетрадиционно. В дом попадаешь не с главного фасада, а с внутреннего двора. За счет такого решения вы оказываетесь практически в самом центре особняка, едва переступив порог. Если еще должным образом оформить парадную лестницу, ведущую из центрального холла на второй этаж, эффект будет впечатляющим.

Большая терраса в летнее время – продолжение кухни-столовой. Помещения первого этажа размещены компактно вокруг холла-прихожей. В рабочем кабинете на первом этаже предусмотрено место для библиотеки, а в спальнях второго этажа сформированы ниши, в которых предполагается размещение гардеробных. Второй этаж имеет два уровня пола: потолок над парадной гостиной приподнят до четырех метров, чтобы сделать ее еще торжественней. Впрочем, эту задачу можно было решить созданием двусветной гостиной, однако архитектор решил, что жилая площадь дома недостаточно велика для формирования двусветных пространств.

Объем мансарды в проекте J-0130-0 несколько больше, чем в английском особняке, за счет ломаной кровли. Но самое интересное в этой барочной резиденции другое. Ее дворцовый характер особенно ярко проявляется при виде хозяина, который выходит из внутренних покоев на террасу и медленно спускается по лестнице, чтобы, к примеру, продефилировать по саду или поприветствовать подъезжающие кареты… вернее, лимузины с гостями. И это не случайно. Подобно таким примерам монарших резиденций, как восстановленный недавно Константиновский дворец, проект J-0130-0 предназначен прежде всего для подчеркивания высокого статуса своих владельцев. Судя по растущей популярности «нового русского» барокко, в обозримом будущем на отсутствие заказчиков этот проект пожаловаться не сможет.

ДИАЛЕКТИКА АРХИТЕКТУРЫ

Фасад английского коттеджа

Если заказчику предложат выбирать между планами этих двух домов, не демонстрируя фасады, он может подумать, что над ним издеваются. Это именно тот случай, когда выбор нельзя делать «без картинки», как бы ни импонировала вам планировка помещений. По сути проекты J-0130-0 и J-0177-0 представляют собой яркий пример диалектики архитектуры, когда практически общее единство планов причудливым образом сочетается с непримиримой противоположностью стилистических решений фасадов.

Фасад коттеджа в стиле барокко

В архитектуре фасадов барочного загородного дома горизонтальные прямые линии его «брата по классике» – английского особняка – сменяются на мягко изогнутые, плавные. Здание выглядит немножко театральным и даже декоративным. На достойном его участке дом в стиле барокко приобретает удивительную живописность и динамичность и как бы вливается в окружающее пространство. Кажется, через мгновение из-за поворота появится нарядная карета, запряженная парой гнедых. Но, несмотря на всю свою несерьезность, барочный дом удивительно консервативен в вопросе внутреннего убранства. А его британский «брат», напротив, весьма демократичен. За строгими фасадами английского особняка может скрываться ультрасовременный интерьер в стиле хай-тек, в то время как нарушение барочных канонов во внутреннем убранстве маленького дворца крайне нежелательно. Современный дизайн помещений в таком доме будет смотреться как спортивный костюм, выглядывающий из-за отворотов бархатного камзола.

Однако тонкая ироничность, проявленная архитектором при цитировании барочного стиля, должна оставаться такой же изящной и при украшении внутреннего пространства загородного дворца. Парадные интерьеры здания можно украсить скульптурой, лепкой, резьбой, зеркалами и даже росписями на потолке. Но при этом постарайтесь отнестись к барокко легко, с юмором, причем так, чтобы никто из окружающих не понял бы, где кончается шутка и начинается серьезность. То же самое относится и к оформлению интерьеров английского особняка. Если уж планировать здесь хай-тек, то такой, который взорвет изнутри степенность чопорных фасадов. Учитесь удивлять и учите удивляться! 

ПРОДОЛЖЕНИЯ НЕ БУДЕТ 

Согласитесь, наличие у обоих проектов одной конструктивной схемы практически невозможно заметить, осматривая эти особняки снаружи. Если допустить крамольную мысль о возможности постройки этих домов на примыкающих друг к другу земельных участках, в глаза, прежде всего, будет бросаться диссонанс между мало сочетающимися стилями домов, а не их сходство. Получается, что используя одни и те же планы, архитектор может разработать еще пару-другую версий про-проектов, скажем, один в стиле «модерн», другой в стиле «хай-тек» и т. д. Однако на вопрос о продолжении успешной серии архитектор отвечает категорическим отказом. И не потому, что новые проекты по готовым лекалам создать нельзя. Напротив, эту задачу можно считать относительно простой. Но все дело в том, что Игорь Германович не любит тратить время на простые задачи.