Реклама ЛСР Фасадный клинкер

Дом для вдохновения

Дом архитектора

Каменный фундамент и натуральная красота дерева с легкой лессировкой создают ощущение основательности и близости дома к природе

По правде говоря, ждешь чего-то более претенциозного. Особенно, если знать, что хозяйка и автор проекта этого дома – руководитель архитектурно-дизайнерской фирмы, ее супруг – известный живописец, один из их сыновей – успешный дизайнер, а другой – студент художественно-промышленной академии. На первый взгляд, этот коттедж скорее напоминает кантри-хаус где-то между Голландией и Великобританией, чем храм искусств, в котором царствуют музы живописи, дизайна и архитектуры. Но автор проекта решил куда более деликатную задачу, построив дом, архитектурно-планировочное решение которого не только не «давит» на творчество его обитателей, но и вовсе не очерчивает перед ними никаких границ.

Сам себе архитектор

«Участок достался нашей семье по наследству, – рассказывает Виктория Фролова, – раньше здесь был старый деревенский дом и, честно говоря, мы не собирались его сносить, а напротив, хотели реставрировать, и я даже подготовила проект». Но прогнившие деревянные балки старого фундамента были так «намертво» сцеплены, что заменить их можно было бы только в случае сноса дома.

Таким образом, вышло, что строительство дома стало не воплощением давней мечты хозяев, а скорее, вынужденной мерой. Поскольку под фундаментом снесенной постройки был обнаружен плывун, пятно застройки сместилось вверх по участку, а на месте старого дома впоследствии был построен декоративный бассейн в традициях фэн-шуй.

Хозяева дома

Первой проблемой для любого владельца участка, вознамерившегося построить дом по индивидуальному проекту, является выбор архитектора. Здесь эта проблема не стояла, благодаря счастливому совмещению в одном лице заказчика и автора проекта.

У любого архитектора, который проектирует дом «для себя любимого», есть только один враг – тщеславие.

История мировой архитектуры знает немало примеров родовых гнезд прославленных зодчих, в которых можно найти свидетельство полета мысли творца, яркую иллюстрацию для учебников и профессиональных журналов, музей под открытым небом, настоящий памятник зодчества, наконец… В общем, все, кроме той самой невыразимой словами атмосферы уюта, благодаря которой человек и чувствует себя в родных стенах, что называется, «как дома». В данном примере задача самовыражения не ставилась в принципе, и это пошло дому только на пользу. По свидетельству архитектора, объемно-планировочное решение коттеджа решает две задачи. Первая – формирование жизненного пространства для комфортного проживания в течение всего года семьи из четырех человек (родители и двое сыновей), с учетом того, что в доме время от времени могут появляться гости. И вторая задача – создание условий для полноценной работы всех членов семьи, каждый из которых нуждается в профессионально организованном пространстве для воплощения своих идей. По признанию Виктории Фроловой, в город хозяева дома ездят только для того, чтобы общаться с заказчиками и решать различные технические вопросы, а все остальное время проводят здесь. Именно поэтому ключевым звеном проекта стали помещения, предназначенные под мастерские.

Их в доме три, причем, первая и самая «главная» расположена на втором, мансардном этаже. Ее план разрабатывался с учетом расположения дома на участке, чтобы окна выходили на северо-восток и запад, и художник, с одной стороны, мог работать, защищенный от прямых солнечных лучей, а с другой – по максимуму использовать естественное освещение. Вторая мастерская расположена на веранде первого этажа и в свободное от творческих задач время «оккупирована» столом для пинг-понга. А для третьей мастерской выбрано, пожалуй, самое неожиданное место – второй этаж отдельно стоящей рубленой бани.

Холл

Маленький светлый холл на втором этаже – одновременно и библиотека, и место для размышлений и «отдохновения души»

Равнение на природу

Закончив рассказ о территории муз, самое время вернуться с небес на землю, чтобы поподробнее рассмотреть технологии и материалы, из которых построен дом. «С основным материалом стен мы определились сразу: дерево, а точнее сосновый брус, – говорит Виктория Фролова — а фундамент выбрали несколько нетипичный для сравнительно небольшого деревянного дома с мансардой – бутовый. Гранитные камни для закладки фундамента привозили с окружающих полей». Основная причина выбора натурального камня для закладки фундамента – ориентация на максимальное использование натуральных материалов при строительстве.

Но есть и другая причина – коварство грунтовых вод, от которого должны были защитить будущий дом тяжелые бутовые камни. Сделав выбор в пользу бута, архитектор сознательно пошел на небольшое нарушение существующих нормативов. Известно, что, прежде чем выбрать конструкцию фундамента, специалисты определяют необходимую глубину его заложения в зависимости от глубины промерзания грунтов.

Согласно расчетам для данного участка, фундамент должен был бы быть заглублен на 1,5 метра. Помешало одно «но».

Грунтовые воды на участке «стоят» очень высоко, угрожая целостности строения.

В практике загородного строительства нередки случаи, когда влажный грунт под основанием фундамента, замерзая и расширяясь, поднимает его, что является причиной растрескивания стен. Чтобы этого не случилось, бутовый фундамент заложили на минимально возможную глубину. Но даже метра с небольшим хватило, чтобы разместить основное инженерное оборудование: водопровод, ведущий от собственной колонки на участке к электрическому бойлеру, септик и т.п.

ДОСЬЕ
Тип проекта: Авторский
Местоположение: Гатчинский район
Площадь участка: 11 соток
Период строительства и отделки: 1998-2000
Общая площадь дома 137 кв. м
Жилая площадь дома: 90 кв. м
Назначение дома: для постоянного проживания
Способ строительства: путь Б
Строительные технологии: бутовый фундамент, сруб из бруса
Застрахованная стоимость: 150 тыс. евро
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Архитектор: Виктория Фролова, архитектурная студия «Кариатида»

Строительство дома начали в конце августа. Сентябрь и октябрь ушли на фундамент и стены (брус плюс вагонка). Брус закупали в ближайшем леспромхозе, в 5 км от дома. Наружные стены были обработаны финской лессировочной пропиткой для глубокой защиты древесины от влаги. Одновременно со строителями работали печники, сложившие печь (она же камин), вокруг которой расположились основные жилые помещения.

Выбор отдельных строительных материалов и темпы строительства нередко зависели от творческих и коммерческих успехов заказчика.

К примеру, в ноябре кровельщики завершили сооружение сложной шатровой крыши с временной кровлей из рубероида. Но сразу после этого нашелся покупатель на одну из новых живописных картин, выполненных хозяином дома. Средства сразу пошли в ход, и поверх рубероида уложили волнистую битумную кровлю «Ондулин». Затем строительные и отделочные работы были заморожены до конца весны, чтобы дом прошел через усадку. Считается, что усадка брусового дома происходит в течение 1,5-2,5 лет, достигая 15 см на 2 этажа высоты. Поэтому брусовые срубы рекомендуется выстаивать в течение одного сезона перед чистовой отделкой и заселением. Хозяевам повезло: зима выдалась очень морозной, а в сильные морозы дерево теряет влагу особенно быстро, что позволяет сократить «вето» на усадку. Летом были проведены отделочные работы, примерно год хозяева обживались в доме, а потом строители довели проект до завершения: пристроили веранду и сложили отдельно стоящую рубленую баньку.

Печь

По утверждению хозяйки, еда, приготовленная в печи, получается особенно вкусной

В поисках синтеза

Если не считать мастерских, планировка дома достаточно традиционна. С крыльца мы сразу попадаем в прихожую, откуда двери ведут в небольшую гостевую комнату, санузел и удивительно уютную гостиную, совмещенную с кухней и столовой. Очарование необработанных сосновых досок, академические графические работы, вывешенные на стенах, мелкая расстекловка окон, деревянные стулья с гнутыми спинками и заботливо отреставрированный дубовый стол – все это вместе создает иллюзию (или не только иллюзию?) того, что дух отжившего свое старого дома был заботливо перенесен под защиту новых стен.

Выложенный печным камнем камин играет роль и главного семейного очага (по свидетельству хозяев, тот, кто хоть раз попробовал пищу, приготовленную в печи, ни на что ее не променяет), и источника тепла (на первом этаже камин обогревает гостиную и хозяйскую спальню, а на втором – библиотеку и спальни сыновей). В качестве дополнительного источника тепла используется электрическое отопление. «Даже когда мы уезжаем, дом обогревается с помощью теплого кабеля, – подчеркивает хозяйка, – это важно в психологическом плане, когда знаешь, что тебя всегда ждет теплый дом».

Поднявшись по лестнице, попадаем в небольшую открытую библиотеку, откуда ведут двери в две спальни и главную мастерскую с большими мансардными окнами. Во всех помещениях второго этажа стены покрыты белыми гипсокартонными плитами, которые служат нейтральным фоном для демонстрации живописных работ, выполненных хозяином дома и его сыновьями. Любопытный феномен: несмотря на обилие картин, если не заходить в мастерскую, не догадаешься, что ходишь по дому, где «художник сидит на художнике».

При этом не возникает никаких сомнений в том, что здесь в каждом предмете живет искусство. Но где проходит граница между человеческим, «слишком человеческим» комфортом и рабочим пространством творческих личностей догадаться невозможно. Быть может, в этом синтезе и кроется секрет очарования данного дома.