По правде говоря, ждешь чего-то более претенциозного. Особенно, если знать, что хозяйка и автор проекта этого дома – руководитель архитектурно-дизайнерской фирмы, ее супруг – известный живописец, один из их сыновей – успешный дизайнер, а другой – студент художественно-промышленной академии. На первый взгляд, этот коттедж скорее напоминает кантри-хаус где-то между Голландией и Великобританией, чем храм искусств, в котором царствуют музы живописи, дизайна и архитектуры. Но автор проекта решил куда более деликатную задачу, построив дом, архитектурно-планировочное решение которого не только не «давит» на творчество его обитателей, но и вовсе не очерчивает перед ними никаких границ.
«Участок достался нашей семье по наследству, – рассказывает Виктория Фролова, – раньше здесь был старый деревенский дом и, честно говоря, мы не собирались его сносить, а напротив, хотели реставрировать, и я даже подготовила проект». Но прогнившие деревянные балки старого фундамента были так «намертво» сцеплены, что заменить их можно было бы только в случае сноса дома.
Таким образом, вышло, что строительство дома стало не воплощением давней мечты хозяев, а скорее, вынужденной мерой. Поскольку под фундаментом снесенной постройки был обнаружен плывун, пятно застройки сместилось вверх по участку, а на месте старого дома впоследствии был построен декоративный бассейн в традициях фэн-шуй.
Первой проблемой для любого владельца участка, вознамерившегося построить дом по индивидуальному проекту, является выбор архитектора. Здесь эта проблема не стояла, благодаря счастливому совмещению в одном лице заказчика и автора проекта.
История мировой архитектуры знает немало примеров родовых гнезд прославленных зодчих, в которых можно найти свидетельство полета мысли творца, яркую иллюстрацию для учебников и профессиональных журналов, музей под открытым небом, настоящий памятник зодчества, наконец… В общем, все, кроме той самой невыразимой словами атмосферы уюта, благодаря которой человек и чувствует себя в родных стенах, что называется, «как дома». В данном примере задача самовыражения не ставилась в принципе, и это пошло дому только на пользу. По свидетельству архитектора, объемно-планировочное решение коттеджа решает две задачи. Первая – формирование жизненного пространства для комфортного проживания в течение всего года семьи из четырех человек (родители и двое сыновей), с учетом того, что в доме время от времени могут появляться гости. И вторая задача – создание условий для полноценной работы всех членов семьи, каждый из которых нуждается в профессионально организованном пространстве для воплощения своих идей. По признанию Виктории Фроловой, в город хозяева дома ездят только для того, чтобы общаться с заказчиками и решать различные технические вопросы, а все остальное время проводят здесь. Именно поэтому ключевым звеном проекта стали помещения, предназначенные под мастерские.
Их в доме три, причем, первая и самая «главная» расположена на втором, мансардном этаже. Ее план разрабатывался с учетом расположения дома на участке, чтобы окна выходили на северо-восток и запад, и художник, с одной стороны, мог работать, защищенный от прямых солнечных лучей, а с другой – по максимуму использовать естественное освещение. Вторая мастерская расположена на веранде первого этажа и в свободное от творческих задач время «оккупирована» столом для пинг-понга. А для третьей мастерской выбрано, пожалуй, самое неожиданное место – второй этаж отдельно стоящей рубленой бани.
Закончив рассказ о территории муз, самое время вернуться с небес на землю, чтобы поподробнее рассмотреть технологии и материалы, из которых построен дом. «С основным материалом стен мы определились сразу: дерево, а точнее сосновый брус, – говорит Виктория Фролова — а фундамент выбрали несколько нетипичный для сравнительно небольшого деревянного дома с мансардой – бутовый. Гранитные камни для закладки фундамента привозили с окружающих полей». Основная причина выбора натурального камня для закладки фундамента – ориентация на максимальное использование натуральных материалов при строительстве.
Но есть и другая причина – коварство грунтовых вод, от которого должны были защитить будущий дом тяжелые бутовые камни. Сделав выбор в пользу бута, архитектор сознательно пошел на небольшое нарушение существующих нормативов. Известно, что, прежде чем выбрать конструкцию фундамента, специалисты определяют необходимую глубину его заложения в зависимости от глубины промерзания грунтов.
Согласно расчетам для данного участка, фундамент должен был бы быть заглублен на 1,5 метра. Помешало одно «но».
В практике загородного строительства нередки случаи, когда влажный грунт под основанием фундамента, замерзая и расширяясь, поднимает его, что является причиной растрескивания стен. Чтобы этого не случилось, бутовый фундамент заложили на минимально возможную глубину. Но даже метра с небольшим хватило, чтобы разместить основное инженерное оборудование: водопровод, ведущий от собственной колонки на участке к электрическому бойлеру, септик и т.п.
Строительство дома начали в конце августа. Сентябрь и октябрь ушли на фундамент и стены (брус плюс вагонка). Брус закупали в ближайшем леспромхозе, в 5 км от дома. Наружные стены были обработаны финской лессировочной пропиткой для глубокой защиты древесины от влаги. Одновременно со строителями работали печники, сложившие печь (она же камин), вокруг которой расположились основные жилые помещения.
К примеру, в ноябре кровельщики завершили сооружение сложной шатровой крыши с временной кровлей из рубероида. Но сразу после этого нашелся покупатель на одну из новых живописных картин, выполненных хозяином дома. Средства сразу пошли в ход, и поверх рубероида уложили волнистую битумную кровлю «Ондулин». Затем строительные и отделочные работы были заморожены до конца весны, чтобы дом прошел через усадку. Считается, что усадка брусового дома происходит в течение 1,5-2,5 лет, достигая 15 см на 2 этажа высоты. Поэтому брусовые срубы рекомендуется выстаивать в течение одного сезона перед чистовой отделкой и заселением. Хозяевам повезло: зима выдалась очень морозной, а в сильные морозы дерево теряет влагу особенно быстро, что позволяет сократить «вето» на усадку. Летом были проведены отделочные работы, примерно год хозяева обживались в доме, а потом строители довели проект до завершения: пристроили веранду и сложили отдельно стоящую рубленую баньку.
Если не считать мастерских, планировка дома достаточно традиционна. С крыльца мы сразу попадаем в прихожую, откуда двери ведут в небольшую гостевую комнату, санузел и удивительно уютную гостиную, совмещенную с кухней и столовой. Очарование необработанных сосновых досок, академические графические работы, вывешенные на стенах, мелкая расстекловка окон, деревянные стулья с гнутыми спинками и заботливо отреставрированный дубовый стол – все это вместе создает иллюзию (или не только иллюзию?) того, что дух отжившего свое старого дома был заботливо перенесен под защиту новых стен.
Выложенный печным камнем камин играет роль и главного семейного очага (по свидетельству хозяев, тот, кто хоть раз попробовал пищу, приготовленную в печи, ни на что ее не променяет), и источника тепла (на первом этаже камин обогревает гостиную и хозяйскую спальню, а на втором – библиотеку и спальни сыновей). В качестве дополнительного источника тепла используется электрическое отопление. «Даже когда мы уезжаем, дом обогревается с помощью теплого кабеля, – подчеркивает хозяйка, – это важно в психологическом плане, когда знаешь, что тебя всегда ждет теплый дом».
Поднявшись по лестнице, попадаем в небольшую открытую библиотеку, откуда ведут двери в две спальни и главную мастерскую с большими мансардными окнами. Во всех помещениях второго этажа стены покрыты белыми гипсокартонными плитами, которые служат нейтральным фоном для демонстрации живописных работ, выполненных хозяином дома и его сыновьями. Любопытный феномен: несмотря на обилие картин, если не заходить в мастерскую, не догадаешься, что ходишь по дому, где «художник сидит на художнике».
При этом не возникает никаких сомнений в том, что здесь в каждом предмете живет искусство. Но где проходит граница между человеческим, «слишком человеческим» комфортом и рабочим пространством творческих личностей догадаться невозможно. Быть может, в этом синтезе и кроется секрет очарования данного дома.