Реклама

Не как у всех

Домашний кинотеатр

Собственно говоря, ни домашний кинотеатр, ни домашний «концертный зал» специализированного помещения не требуют и обычно оборудуются в гостиной или холле. Причем, как правило, в совмещенном варианте – и по месту, и по комплекту аппаратуры. А уж такая вещь, как мультирум – система распределения аудио (и часто видео) по всему дому и даже участку, берущая начало обычно здесь же, где сосредоточен домашний аппаратный комплекс, – тем более не нуждается в специально оборудованном помещении. Но и это все, в общем-то, уже привычно и встречается немногим реже, чем бассейны с саунами. А хочется поговорить о чем-то более уникальном, если хотите – даже экстремальном.

Думая о высоком

Итак, High End. Увлечение не менее интеллектуальное, чем чтение умных книг или походы по музеям и галереям. В чем его экстремальность? Правильнее было бы говорить, наверное, максимализм – в стремлении к предельно достижимому качеству звука, если речь идет об аудиосистеме, и звука плюс изображения, если это домашний кинотеатр. Причем же, скажете, здесь помещение? Акустические свойства комнаты процентов на 60 определяют качество звучания. С изображением все несколько проще, но тоже есть свои тонкости. Там, где максимализм, мелочей не бывает!

Есть люди, кому недостаточно просто высокого качества звука и изображения. Им нужна реалистичность концертного (либо кино-) зала, они стремятся почувствовать индивидуальность исполнительской манеры, не упустив ничего – чтобы и канифоль на смычке была слышна, и скрип кресел в зале. Ну а в кино хорошая артикуляция речи, пространственная локализация и натуралистичность звуковых образов, большой экран делают просмотр любимого фильма особенно захватывающим и эмоционально насыщенным.

SONY DAV-LF1H

Домашний кинотеатр SONY DAV-LF1H

Не геометр да не услышит

Но можно вложить огромные деньги в дорогую аппаратуру и получить в результате весьма скромный результат – ведь очень многое зависит от комнаты! Бухающий бас, «выстреливающие» отдельные ноты и звуки, размытая сцена, «звук, сидящий в колонках», – все это способно свести на нет усилия владельца системы по подбору компонентов, кабелей и пр. И в этом кошмаре, в который вырождается звучание любимой музыки, повинна именно комната. Все начинается с ее геометрии и акустической обработки.

Какая же нужна геометрия помещения? Наихудший вариант комнаты – куб. За ним – квадратный план (т. е. все стены одинаковы). Немногим лучше, когда у комнаты есть кратные измерения (скажем, одна стена длиннее другой в два раза). Очень хорошо, если все измерения разные и некратные. А что же является идеалом? Это… когда ни стены, ни потолок с полом не параллельны и даже не симметричны. То есть правильная трапеция лучше прямоугольника, но хуже неправильной трапеции. А самый высший пилотаж – пяти- (или семи-) угольная комната со скошенным потолком. Или, того лучше, с частично или полностью криволинейными стенами (только ничего геометрически правильного!). Возможно ли такое в квартире? Разве лишь за счет огромных потерь полезной площади. А в частном доме – нет проблем!

Домашний кинотеатр

Материалы – это важно

Большое значение имеют материалы и конструкция стен, пола и потолка. Так, хороший бас требует добротной бетонной стяжки пола. Через другие типы перекрытий он легко просачивается, попутно вызывая вибрацию и резонансы. А ведь необходимо подумать и о звукоизоляции, особенно в случае домашнего кинотеатра, где будет стоять мощный сабвуфер. Cтены желательно также из кирпича, но внутреннюю отделку лучше всего сделать из вагонки или гипсокартонных плит с зазором между ними и стеной. Потолок в идеале подвесной, с применением специальных звукопоглощающих плит (например, превосходный материал для этой цели – французский Ecophon). На полу желательно ковровое покрытие или хотя бы коврик поверх паркета перед колонками, а на стенах (в точках ранних отражений, где угол падения равен углу отражения) – толстые циновки или специальные звукопоглощающие панели. На окнах – шторы из толстой тяжелой материи.

Однако не следует думать, что, чем больше будет в комнате звукопоглотителей (или демпфирующих материалов), тем лучше. Помещение легко переглушить, при этом звук станет сухим и блеклым. Существует параметр оптимального времени реверберации (затухания эха). К процессу обязательно должен быть привлечен специалист-акустик, который вместе с дизайнером будет работать над проектом. Причем в данной части проекта главным становится именно он, дизайнер же должен четко следовать его рекомендациям, предлагая попутно свои решения по декоративному оформлению.

Оптимальная степень заглушенности обычно достигается варьированием количества поглощающих и отражающих элементов. Кстати, к предметам, поглощающим звук, относится и мягкая мебель, поэтому ее также необходимо учитывать. Часто в стенах делаются специальные ниши, куда закладывается нужное количество минеральной ваты. Поверх ниша затягивается акустически прозрачной тканью.

Если же по разным причинам от неправильной формы помещения придется отказаться, это не трагедия (лишь бы оно не было кубом!). Просто меняются расположение и объем акустических ниш и количество поглотителя. Специалисты по акустике располагают широким набором средств настройки помещения, включая и специальные акустические устройства, например басовые ловушки-резонаторы. Конечно, ко многим из них прибегают лишь в крайнем случае, поскольку данные устройства отличаются солидными габаритами. Лучшее предложение пластиковых окон. Низкие цены. Немецкое качество. И, конечно, в основном акустические свойства комнаты закладываются еще в проекте, а затем производится доводка – при расставленной мебели.

Домашний кинотеатр Samsung

Домашний кинотеатр Samsung HT-P1200

Колонка, знай свое место!

Расстановка колонок также имеет важное значение. Если пренебречь этим, можно свести на нет все усилия по обустройству комнаты. Обычно применяется метод «нечетных сечений»: длина и ширина комнаты делится на 3, 5, 7, …, и в точках пересечения секущих устанавливаются колонки. При этом идеальным является положение 3х3, однако, если оно неприемлемо по каким-либо причинам, хороший результат может получиться и в точках 3х5, 5х5 и т. д. Место слушателя также выбирается на пересечении одной из нечетных секущих с осевой линией комнаты. Впоследствии места дислокации колонок и слушателя уточняются «на слух» путем небольших, по несколько сантиметров, передвижек. Таким образом, никогда диван или кресло, на котором сидит слушатель, не придвигается вплотную к стене, как и колонки. Отсюда следует, что интерьер комнаты должен иметь свою специфику и «плясать» вокруг колонок и места слушателя. колонки здесь ни в коем случае не прячут. Да и незачем: большинство дорогих моделей акустики (как правило, напольные и большие, иногда выше человеческого роста) имеют настолько шикарную отделку шпоном натурального дерева, что не всякая антикварная мебель дотянет! Cейчас моден стиль хайтек, однако это не значит, что приверженцам традиционного стиля нечего выбрать. Выбор на самом деле огромный, на любой вкус, цвет и бюджет! Последний, естественно, предполагает солидные суммы.

Кино по высшему разряду

А что с кинотеатром? В принципе, такая комната и для него подойдет – ведь звук и здесь играет важнейшую роль. И если «концертный зал» способен обеспечить высочайший уровень реализма и восприятия музыки, то при просмотре кино зрителю покажется, что стены отсутствуют: кажущаяся звуковая панорама буквально не будет иметь границ!

Домашний кинотеатр, конечно, имеет свою специфику. Тут на время сеанса гасят свет, проектор же иногда устанавливают на специальный лифт, который «уезжает» по окончании просмотра в потолок. Моторизованные шторы, опять же – все это необходимо предусмотреть на стадии проектирования. Экран бывает стационарный или также моторизованный (который убирается в трубчатый кожух). Иногда используется экран из акустически прозрачного материала, за которым располагают непарную колонку центрального канала – при этом привязка диалогов к видеоряду получается идеальной. Колонок в кинотеатре больше, как минимум шесть (пара фронтальных, центральный канал, пара тыловых и сабвуфер). Они могут иметь гораздо меньшие габариты, чем колонки для музыки (особенно тыловые), но обычно фронтальная пара, в которую вкладывается максимальная доля бюджета, и для музыки, и для кино одна и та же.