Реклама

Лепные украшения для загородного дома

Под словом «лепнина» традиционно подразумевают разнообразные рельефные украшения (фигурные, орнаментальные) на фасадах зданий и внутри помещений, как правило, отлитые или отпрессованные из гипса, бетона, пенополиуретана, папье-маше или иных материалов.

Из Древней Греции — в русские усадьбы

Традиция украшать жилище лепниной уходит истоками в Древнюю Грецию и Рим. Причем изначально элементы лепного декора формировались как составляющие конструкции зданий и выполняли определенную функцию, которая со временем уступила место эстетике. В России лепнину стали применять для отделки фасадов на рубеже XVII–XVIII веков. Однако достаточно скоро лепнина с успехом переместилась внутрь помещений и в сочетании с монументальной живописью стала излюбленным приемом декорирования интерьера. В любом помещении начала ХIХ века, от самых скромных комнат до дворцов, применялись украшения потолков розетками под люстру, карнизами и многими другими элементами лепнины и лепного декора. И по сей день лепной декор остается визитной карточкой Петербурга. Он в изобилии украшает фасады зданий, а в так называемом старом фонде часто можно видеть парадные подъезды, украшенные гипсовыми тягами, розетками, молдингами, лепными картинами. Лепной декор всех стилей, от барокко и классицизма до модерна, не случайно широко используется современными дизайнерами и архитекторами загородных владений.

С помощью лепнины можно разделить пространство на функциональные зоны, визуально изменить пропорции помещения, замаскировать огрехи в отделке.

Современные коллекции лепных украшений стилистически идеально сочетаются со всеми составляющими современный интерьер предметами из стекла, никеля, хрома, кожи, дерева, керамики и пластмассы. Тем более что новые материалы могут не только принимать любые формы, но и окрашиваться в любой цвет (на лепнину наносят золочение, патинирование, создают эффекты потертости и старения).

Применение одновременно с лепниной колонн различных стилей и пропорций, постаментов, консолей, ниш и куполов дает декоратору прекрасную возможность оживить в архитектурном пространстве поэзию русских усадеб.

Главное — соблюдать чувство меры: нужно помнить об изначальном — конструктивном — назначении лепного декора, а также о том, что в небольших помещениях массивные лепные украшения применять не стоит, это может привести к снижению видимого объема и создать «давящий» эффект. 

«Лепый» — значит «красивый»

Лепнина продается в виде отдельных модулей и элементов, из которых собирается единая композиция. С оригинального орнамента снимают форму, и с этой формы отливают нужное количество повторений. Традиционно для получения качественных лепных украшений используются материалы, способные переходить из жидкого состояния в твердое без образования трещин и большой усадки: гипс, папье-маше, бетон, различные полимеры.

Гипс — древнейший строительный материал, заслуживший популярность благодаря своей пластичности и легкости в работе.  При застывании гипс увеличивается в объеме, что позволяет ему проникать в самые мелкие углубления рельефа. Благодаря этому удается добиться проработки самых мелких деталей. Часто используется его естественный белый цвет (что создает на белом фоне стены эффектную игру светотени), но еще чаще окрашивают. Для покрытия гипсовых изделий применяют акриловые краски, золочение паталью и сусальное золото. Иллюзия мраморной структуры достигается нанесением на гипсовую поверхность специальных материалов. Как правило, для большей прочности гипс армируется. Детали монтируются с помощью крепежа практически на любой поверхности: от железобетона до дерева. Стыки заделываются самим гипсом, что позволяет сделать их незаметными. Одно из достоинств гипса заключается в том, что он выглядит более естественно, солидно, чем его искусственные «собратья».

Главный недостаток — хрупкость материала, что обуславливает монтаж с большим количеством стыков.

Кроме того, гипсовый лепной декор не так удобен в установке и использовании: он имеет большой вес, боится активной влажности, требует регулярного косметического ремонта, поскольку со временем на поверхности могут образовываться мелкие трещины.

Полистирол — современный, легкий, недорогой материал. Полистирольный профиль производится стандартной длины 2 м. Минимальное сечение 20×25 мм, максимальное — 150×145 мм. Все профили и розетки белого цвета и рассчитаны на обработку только водорастворимыми красками (исключается применение красок с химическими растворителями). Для крепления декоративных элементов при монтаже используют специальные клеи, иногда устанавливают узкий профиль непосредственно по сырой шпаклевке. Лепниной из экструдированного полистирола лучше всего украшать верхние части стен и потолок. Ведь достаточно мягкий (по сравнению с гипсом и пенополиуретаном) полистирол может быть поврежден спинкой стула или жестким углом мебели. Если пенополиуретановый элемент декора способен провисеть лет 30–40 и выдержать десятки окрашиваний, то подобное ему изделие из полистирола даже после 2–3 косметических ремонтов может испортиться, и его придется менять. Недостатки полистирола и пенопласта: недостаточная прочность и устойчивость к механическим повреждениям, сложность в обработке (недостаточно точно стыкуются, сложность в шпатлевке и окраске), особенность выбора отделочных покрытий (краски не должны содержать растворителей).

Пенополиуретан. Технология производства фасадного лепного декора из полиуретана (ППУ) была разработана в США в 70-х годах, быстро приобрела популярность и распространилась как в США, так и в Европе. Изделия из полиуретана по степени плотности сопоставимы с сосновыми деревянными изделиями.

Лепнина из полиуретана легка, быстро устанавливается, не крошится, устойчива к влаге.

Вспененный полиуретан значительно легче гипса, не желтеет со временем, не крошится и практически не деформируется. По сравнению с полистиролом, этот материал обладает большей прочностью и стойкостью к механическим воздействиям. Его поверхность укреплена специальной синтетической пленкой и покрыта белой акриловой краской. При стандартной длине 2 м минимальное сечение профиля 40×40 мм, максимальное — 175×180 мм. Предназначен для самых сложных видов монтажа, для крепления к изогнутым поверхностям и закругленным стенам предусмотрен гибкий профиль. В отличие от сложного монтажа гипсового и деревянного декора, установка полиуретановой лепнины максимально упрощена — ее приклеивают специальным клеем. Грунтовочное покрытие полиуретана позволяет окрашивать его любыми водорастворимыми и масляными красками, тонировать, покрывать венецианской штукатуркой и т. д. Возможно создание эффекта старения. К недостаткам полиуретана относят необходимость предварительной выдержки определенное количество времени в помещении, где изделия собираются применять. К минусам полимеров с ламинированным покрытием — опасность повреждения пленки при монтаже и окраске, недостаточную глубину проработки рельефов.

Лепной декор из искусственного камня, как правило, используется в оформлении фасадов зданий. Производится на основе бетона с добавлением гранитной, мраморной крошки или других наполнителей.

Искусственный камень прочен, морозо- и водоустойчив, что обеспечивает его службу на протяжении многих десятилетий.

Искусственный облицовочный камень традиционно изготавливается на основе цемента, в качестве вяжущей основы часто используются акриловые и карбамидные смолы, полимербетон и другие полимерные компоненты, улучшающие эксплуатационные качества материала. Представляет собой настенную облицовочную плитку. Точно копирует внешний вид натурального камня и декоративного кирпича, легко имитирует текстуру дерева или состаренную керамику.

«Архитектурный бетон» обладает долговечностью, влаго-, износо- и морозоустойчивостью. Позволяет имитировать натуральный камень, дерево, другие натуральные материалы. Из него изготавливают потолочные плинтусы, розетки, консоли, профили, фризы, балюстрады, арки, а также малые архитектурные формы: фонтаны, скамейки, вазоны, скульптуры, ротонды, заборы и т. д. Однако элементы фасадного декора, выполненные из литого, так называемого архитектурного бетона, обладают одним весьма существенным недостатком: представляющие собой некий монолит, они отличаются достаточно большим собственным весом, а стало быть, далеко не на каждой стене их можно закрепить.

LEAR. Время не стоит на месте, и на помощь архитекторам приходят новые материалы и технологии, которые нивелируют такие недостатки некоторых видов лепного декора, как избыточный вес, недостаточная прочность, сложность в обработке, недолговечность. Так, с появлением декоративных элементов для наружной отделки фасадов LEAR архитектор может воплощать в жизнь свои самые амбициозные проекты.

LEAR — это изделия, выполненные из водо- и морозостойких полибетонитов (полимербетон), упрочненные стекловолоконной сеткой, сердцевиной которых является стержень из плотного пенополистирола. Изделия легкие, что дает возможность их крепить к любым поверхностям, прочные и долговечные. А нововведение заключается в том, что декоративные элементы любой конфигурации являются уже готовыми профилями, которые не требуют дополнительной обработки и специальных навыков при монтаже. Их можно использовать при обновлении старых домов (например, вместо поврежденных карнизов, которые необходимо сбить), а также при новом строительстве. Говоря о монтировании декора, генеральный директор компании «Петродар» Лариса Фирсунина отмечает, что легкий вес позволяет его приклеивать к различным типам фасадов. Поверхность LEAR имеет структуру, увеличивающую цепкость, что дает возможность при процессе приклеивания использовать все доступные на рынке строительные клеи, предназначенные для керамики и камня. На время вязки клея необходимо поддерживать декоративные элементы в соответствующем положении. Это осуществляется с помощью подпорок, штукатурного крюка, гвоздей или распорных шкантов. Соединение между отдельными отрезками профиля в ходе монтажа нужно заполнять шпаклевочной массой или полимерными (фасадными) клеями для пенополистирола. Чтобы соединение было более прочное, применяется прокладка стекловолоконной сетки, а после приклеивания соединения необходимо зашпаклевать той же массой. LEAR можно красить любыми фасадными красками. 

Элементы лепных изделий

В современные коллекции лепных изделий входит целый ряд различных элементов и деталей: карнизы, молдинги, фризы и плинтусы, дверные и настенные панели, панно, барельефы и скульптуры, потолочные розетки, колонны и пьедесталы, ниши, балюстрады и трюмо, обрамление для зеркал и каминов.

Карнизы, плинтусы, молдинги предназначены для украшения стен, мебели, рам для зеркал, дверей и позволяют не только придать интерьеру завершенность, но и создать совершенно невероятные оптические эффекты, например, глубину или «бесконечность» потолка. Карнизы подчеркивают и украшают соединения стен с потолком. Потолочные плинтусы скрывают неровности, другие дефекты. В последнее время карнизы часто используются также для организации скрытого освещения, при этом используются только лампы холодного света

— например, люминесцентные. По способу изготовления карнизы бывают тянутые и литые. Наружные карнизы, как правило, венчают здание и находятся под свесом кровли. Молдинги применяются для декорации стен, оконных и дверных проемов, технологических ниш, вентиляционных коробов, стыков обоев. Для украшения нестандартных стен (круглых или изогнутых) применяются гибкие модели карнизов и молдингов.

Весьма популярные элементы настенного декора — различные медальоны и гирлянды, перевитые лентами и имитирующие цветочный или растительный орнамент. Как правило, такие детали крепятся в верхней части стен, над карнизами.

Потолочные розетки — круглые, квадратные, многогранные, прямоугольные — чаще всего применяют в качестве обрамления люстры. Диаметр их обычно варьируется от 15 см до 1 м.

Купола используют для украшения пространства потолка, который приобретает антично-римский, ампирный или барочный вид.  Купол часто расписывают. Внутри можно повесить люстру. Купола бывают с лепными орнаментами или гладкие, опоясанные рельефными карнизами.

Арочное обрамление составляется из стандартных секций, комбинируя которые, можно эффектно оформить дверные проемы, пространство внутри ниши, бар, книжные полки. Накладные ниши и рамы к ним, монтируемые в стены, продаются по отдельности. Их можно комбинировать по своему вкусу и замыслу. Обычно для подсветки ниш их дно изготавливается из матового белого оргстекла, под которым устанавливают не слишком яркий светильник.

Пьедесталы и кронштейны вносят в стиль помещения торжественность и величавость, делят пространство комнаты на самостоятельные функциональные зоны. Пьедесталы предназначаются для скульптур, подсвечников, декоративных ваз, букетов и других аксессуаров. Кронштейны служат опорой книжным и каминным полкам, подоконникам и т. д. Их можно крепить как угловые элементы в порталах дверных проемов, в местах соединения стен и потолка. Максимальная нагрузка на пьедесталы и кронштейны — 50 кг. Часто дизайнеры используют пьедесталы как подставки под стеклянные столешницы. При установке пьедесталов и кронштейнов надо учитывать соотношение их размеров с размерами жилого помещения.

С помощью лепнины можно также интересно и оригинально украсить декоративный камин (в настоящем слишком велика температура). Обычно для этих целей используют громоздкую, массивную фасадную лепнину, хорошо подходящую для «печного дизайна». 

Наличники для дверей (одностворчатых и двустворчатых) и окон различных размеров используются как в интерьере, так и снаружи зданий. Угловые декоративные элементы завершат оформление дверей. Филенка двери оформляется молдингами. Сверху, над наличником, может крепиться фигурный фронтон, в центре которого, по желанию заказчика, помещают медальон, напоминающий кокарду, или любое другое украшение.

Колонны также используются при отделке как внутри, так и снаружи помещения. Колонна условно делится на три части. Самая нижняя часть — база колонны, средняя часть — ствол колонны, который иногда утончается кверху по лекальной кривой. Это утончение называется энтазисом. Кроме того, ствол может быть украшен канелюрами, этакими канавками вдоль ствола, придающими ему легкость и изящество. Количество канелюр обычно 20 или 24. Самая верхняя часть колонны — капитель.

Наряду с классическими колоннами дорического, ионического, коринфского ордеров в настоящее время популярны колонны стилей всех времен и народов, а также их разновидности — полуколонны, пилястры (плоские полуколонны). С помощью колонн скрывают трубы, стояки, выступы, проходящие на видном месте. Полиуретановые колонны и колонны, сделанные из пластера, армированного стекловолокном, имеют только декоративное назначение и не должны нести никакой механической нагрузки. При желании полиуретановые пустотелые колонны можно сделать несущими, разместив внутри металлическую трубу, воспринимающую нагрузку. Гипсовые колонны в этом случае армируют.

Для выделения на фасаде здания некоторой его части используют фриз — узкую и длинную плоскость. Фриз может быть плоским без подсвета или объемным, с внутренним подсветом. Фриз достаточно часто используется в качестве основы для размещения на нем дополнительных рекламно-информационных элементов (буквы, логотипы и др.).

Сандрик — декоративная архитектурная деталь, обычно в виде карниза или фронтончика (иногда опирающихся на кронштейны), расположенных над оконным или дверным проемом на фасадах зданий (реже в интерьерах). Обрамления проемов и наличники окон могут быть прямоугольного или криволинейного очертания.

Русты — горизонтальные борозды в кладке на глубину 30–60 мм, располагаемые через четыре–восемь рядов. Они расчленяют фасад стены на пояса, создающие рельефную поверхность. Часто лестницы, террасы, балконы, как снаружи, так и внутри загородных имений украшены балюстрадами — невысокими ограждениями, состоящими из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами.