Ковры из зеленой травы покрывают холмы, на которых расположился поселок. Между домами проходят мощеные дорожки. Спроектированные в едином стиле, дома построены из кирпича и покрыты бледно-желтой штукатуркой. Словно компания светлячков, вырастают они из зеленых лугов и лесов. В гладкой стальной поверхности кровли отражается небо, и от этого крыша выглядит очень легкой. Однако все окна и двери имеют темные обрамления – так благодаря контрасту со светлыми стенами подчеркивается их четкий геометрический рисунок. Вид с холмов на леса и поля великолепен, и проектировщикам удалось добиться того, чтобы он был виден из окон всех 83 домов поселка.
– Мне нравится гулять по этому поселку. Длинные прямые линии застройки часто выглядят монотонно и скучно, но здесь, в Мосгерде, мы обыграли естественные перепады высоты и выстроили дома в разбегающиеся цепочки, – говорит Эгон Бринк, дизайн-менеджер мастерской Мёллера, которая разрабатывала проект поселка.
– Получить разрешение на строительство в этом районе было относительно нетрудно, – рассказывает Эгон. – Но местная власть предъявила необычное требование – в домах не должно быть более трех комнат. Это объяснялось стремлением установить ограничение для появления в поселке семей с детьми.
Почему такая дискриминация? Причина заключалась в том, что местная школа не справилась бы с одновременным появлением большого количества детей, которое произошло бы в результате заселения поселка. Вот так и получилось, что в техническом задании появился довольно-таки странный пункт: не больше трех жилых комнат в каждом доме! В итоге даже самые большие в поселке дома – площадью 124 м2, имеют только три комнаты.
Соблюдение этого условия поставило перед проектировщиками непростую задачу: получалось, что уровней в домах больше, чем должно быть комнат! Решение было найдено в том, чтобы сделать наверху комнату, включающую два уровня. Получилось большое сложное пространство, пронизанное светом, с лестницами, которые ведут вверх и вниз и снова вверх в мансардную комнату с окном в потолке.
Однако, несмотря на приложенные усилия, избежать появления детей в поселке не удалось в полной мере: то тут, то там рядом со входом в дом можно заметить яркие самокаты, а на лужайках мирно «пасутся» детские коляски.
– Мы любим работать с простыми и четкими архитектурными формами, – говорит Эгон Бринк. – «Украшение» этого поселка – строгая геометрия фасадов.
Идея чистых форм реализована в проекте в полной мере. Все дома сблокированы – окна, фасады и крыши следуют друг за другом в одном ритме, без внезапных скачков и резких переходов. Предельную строгость архитектурного решения смягчают плавные линии ландшафта и окружающая природа.
При проектировании внутреннего пространства необходимо было найти решение равномерного распределения дневного света. Дело в том, что нижняя половина дома частично заглублена в землю. И многочисленные разнообразные окна: обычные и маленькие узкие, высокие секции с дверьми во внутренний двор – обеспечивают светом прежде всего верхнюю часть дома. Проблему решили, расположив по центру кровли стеклянный параллелепипед, а под ним – лестничную шахту, так что столб дневного света опускается прямо в нижний уровень дома. Поскольку все дома сблокированы, то две стены в каждом доме остаются глухими, лишенными окон. Поэтому проектировщики сделали окна и открытые проемы между комнатами, так что свет из окон распространяется в глубь дома на 12 метров. Разнообразные источники света создают варианты одного и того же пространства.
Остекленный параллелепипед на крыше каждого дома по форме напоминает печной дымоход. Этот элемент своего рода фирменный знак поселка Мосгерд.