Реклама

Южное поветрие

Проект коттеджа в средиземноморском стиле

Строгий и привлекательный вариант коттеджа отличается от современных средиземноморских построек разве что мансардными окнами – их не используют в странах, где жители стремятся по максимуму защититься от палящего солнца.

Истоки

Средиземное море омывает множество стран – от экзотического Туниса до близкой нам по пристрастию к расслабленному отдыху Италии. А если вспомнить, что в Испании некогда долгое время жили и работали мавры, которых мы теперь называем арабами, станет ясно, что средиземноморский дом – понятие собирательное.

Но путаница возникает не поэтому.

Дело в том, что средиземноморскими считаются и коттеджи, построенные в духе местной этнической архитектуры, и виллы, спроектированные под впечатлением культурной традиции позапрошлого века. Тогда «итальянские» особняки были на пике моды в Европе, и особенно в Британии, откуда они закономерно перекочевали в Соединенные Штаты.

Климат диктует

Впрочем, у «народных» и пафосных домов немало общего. Прежде всего, их объединяет климат. В Средиземноморье не только солнечно, но и ветрено. Поэтому в любом случае здесь предпочитают пологие крыши. Вынос кровли тоже всегда довольно большой – чтобы слегка притенить фасад, и нередко оформлен карнизом.

Мансарды не в чести: чердак служит «прокладкой», изолирующей внутреннее пространство от раскаленного воздуха.

Грунты позволяют испанцам, итальянцам и прочим счастливцам легко заглубляться в землю. Так что, хотя во всяком доме непременно присутствует подвал, используемый как погреб, снаружи его не видно. Фундамент невысокий, без претензии на цоколь: у входной лестницы всего три ступени, такие пологие, что на севере Европы без них могли бы обойтись.

Знаменитые террасы, неотделимые от российских грез на итальянские темы, действительно встречаются. Однако они представляют собой площадки, защищенные от палящих лучей виноградом, другой зеленью или просто навесом. Полностью

открытая терраса – скорее гостиничный вариант, рассчитанный на истосковавшихся по жаре северян.

Другое дело, что в средиземноморском доме может быть галерея. Она тянется вдоль фасада или опоясывает постройку полностью, а в сведенном к минимуму виде заменяет крыльцо, которое как отдельный, выступающий элемент сооружают крайне редко. Это балюстрада: никаких классических колонн, вместо них – тонкие или более мощные столбики, объединенные арками.

Одноэтажный дом

Одноэтажный дом – базовый для средиземноморской культуры, в которой достаток владельца не соотносился с высотой виллы.

Пространство внутри и снаружи

Зрительно строения скорее жмутся к земле, чем рвутся ввысь: горизонтальные членения явно доминируют над вертикальными. Причем это относится и к роскошным 3-4-этажным виллам, и к одноэтажным «деревенским» домикам. Тут сказывается уже не природа, а характерный семейный уклад. Большие семьи, в которых три, а то и четыре поколения живут под одной крышей, и сейчас не такая уж редкость, а раньше подобный уклад был господствующим. Поэтому «народный» дом, хотя снаружи и казался маленьким, на самом деле изначально занимал большую площадь, да еще и обрастал пристройками. И зодчие проектировали особняки для состоятельных сограждан с учетом того, что они будут плодиться и размножаться. Словом, на первом этаже довольно скромного итальянского жилища может полностью разместиться просторный скандинавский или британский дом.

О вместительности виллы итальянские риэлторы и в наши дни судят по количеству кроватей, то есть спален. При этом даже в многоэтажном здании они в основном располагаются внизу – наверху скорее можно обнаружить кабинет, библиотеку, или гостевую комнату, которая в Средиземноморье является экзотикой. Гостиная совмещена со столовой, но отделена от кухни –

стряпать на глазах у публики ни итальянки, ни испанки не любят, а накормить в кухне огромную семью просто-напросто невозможно.

Да и вообще средиземноморцы предпочитают изолированные комнаты, так что свободная планировка встречается в городских квартирах, и то изредка.

Шатровая крыша башни напоминает об Англии

Шатровая крыша башни напоминает об Англии, но мощные колонны с арками говорят о том, что этот коттедж родом из Италии: некогда она диктовала архитектурную моду и на британских островах.

Уединение и свобода

Еще одна характерная черта, связанная и с климатом, и с образом жизни – внутренний двор, скрытый от посторонних глаз. Он, во-первых, служил для постоянного пребывания на свежем воздухе младших членов семьи, а во-вторых, выполнял роль «коридора», связывавшего разные корпуса, населенные многочисленной родней. Конечно, сюда выходит несколько дверей. Обязательно – из кухни, чтобы следить за детьми, из прихожей – чтобы разделить потоки посетителей и обитателей. И, по возможности, – из других комнат, чтобы разные поколения могли существовать до некоторой степени автономно.

Уединенные патио были особенно популярны в Испании. Соседи могли видеть длинные фасады с окнами, наглухо закрытыми ставнями, но за ними, как за крепостной стеной, скрывался оазис, и окна, выходившие в него, были распахнуты настежь. Такой прием может быть очень актуальным для россиян, вынужденных ставить загородные дома чуть ли не вплотную друг к другу.

Сходство и различие

Чтобы понять, в чем заключаются различия между традиционным и «цивилизованным» подходом, достаточно взглянуть на фасад.

Народная архитектура не заботилась о симметрии, в том числе – и в расположении оконных проемов.

Профессиональные архитекторы, напротив, придавали фасадам идеальную симметрию. Окна и те, и другие делали узкими, но зодчие – еще и высокими. Они часто оформлялись любимыми в России арками, а входные проемы – арочными портиками. В таких коттеджах балкон нередко трансформируется в дополнительную крытую галерею (лоджию), а крышу может венчать бельведер – смотровая площадка с куполом. Это – замена круглой башни с обращенной к улице глухой стеной, некогда любимой состоятельными домовладельцами.

Раньше штукатурка использовалась при отделке более дорогих особняков, а простые смертные довольствовались известковой побелкой или, если дом построен из песчаника, оставляли его в натуральном виде. Но главное – и те, и другие однозначно предпочитали светлые фасады. Именно благодаря колориту средиземноморский дом, более замкнутый и тяжеловесный, чем, например, французское шато, кажется вполне оптимистичным и не давит ни на обитателей, ни на прохожих.

Современная практика объединила оба «первоисточника». Архитекторы позаимствовали у архаических построек асимметричную композицию, однако обогатили суровые фасады. Их разнообразят полукруглые эркеры, достаточно большие окна и портики, подчеркивающие входной проем. При этом место полностью отгороженного от мира внутреннего двора занимает просторная терраса с навесом, иногда – повторяющая полукруг эркера, иногда – прямоугольная. Дополнительный выход, естественно, сохранил свою насущность – он и теперь связывает дом с зоной, предназначенной для уединенного отдыха.

В жарких странах гаражи строят изредка: их заменяет все тот же навес, под которым паркуют машины.

Зато в доме, претендующем на престижность, непременно есть защищенный от солнца бассейн: в отличие от американцев итальянцы трактуют его не как часть ландшафта, а как часть здания.

В России особняки в средиземноморском стиле не так распространены, как шале или «скандинавские» домики. И зря: с точки зрения конфигурации и планировки это удобный вариант для большой семьи. А приемы и элементы, возникшие в процессе борьбы со зноем, вполне подходят и для сражения с холодом. Особенно если подкрепить архитектурные достоинства грамотно спроектированной отопительной системой.